Да… Сидишь так в своей чистенькой московской квартирке, в уютном кресле, с чашечкой чая, и вдруг попадаешь в мозг какого-то огромного «железного дровосека», который бензопилой машет на Диком Западе США в середине прошлого века...
Постепенно начинаешь слышать треск и грохот падающих деревьев, ощущать кожей нескончаемый дождь и холод, пробирающий до костей, чувствовать непреодолимое одиночество человека, осмелившегося выступить против общества. Ни пересуды недоброжелателей, ни козни завистников, ни здравый смысл - ничто не заставит его, этого человека, отступиться от своей главной идеи. А идея заключается лишь в том, что раз уж ты «из Десятки Крутейших Парней по эту сторону Гряды», то обречен до конца своих дней держать марку. Знакомьтесь, Хэнк Стэмпер из городка Ваконда, что в штате Орегон! Он силен, как бог, и упрям, как карамышевский черт. Единственное, что ему не по силам, - это позволить себе слабость. Он теряет близких, жертвует любовью, игнорирует саму идею гармонии и мира в смертельной схватке с природой, до последней капли высасывающей силы человека, затем лишь, чтобы «ни единой отметины!» не осталось на ее лице, и в изнурительном противоборстве с общественными организациями, навязывающими чувство стыда и ответственности за беды всех и каждого в городке. Он подводит свою жизнь к апокалипсису, но смотрит на всё с легкой ухмылкой в своих красивых зеленых глазах. И вот тогда, когда герой повержен, когда терять, казалось бы, больше нечего, он снова встает на ноги и идет дальше. Ведь его жизнь - это борьба. А в борьбе только один девиз: «Не уступай ни дюйма! … И никогда, бога ради, не уступай ни хрена!»
Книга Кена Кизи «Порою блажь великая» - пожалуй, лучшее, что мне приходилось читать за последние годы. Уникальность структуры повествования, заключенной в рамки классической кольцевой композиции, постоянная смена первого лица, изумительные описания природы, глубина и тонкость передачи психологических состояний героев романа - все это не дает читателю оставаться сторонним наблюдателем. Мы окунаемся в самую гущу событий, трагических и вместе с тем комических. Мы то потягиваем разбавленный виски в «Коряге», наблюдая за дракой крутых парней, то из последних сил переплываем коварную ледяную Ваконду-Аугу, которая так и норовит, сменив течение, посмеяться нам в лицо приливными волнами, то обдумываем план мести родному братцу, то бьём кулаком по столу, клянясь задать жару этому ублюдку Хэнку Стэмперу! И что бы мы ни делали, у нас всегда и на все есть особо веские причины. Так и поступки каждого героя этого романа, какой бы блажью они не казались, - здесь и сейчас это часть их жизни. И значит, все действительно ОЧЕНЬ важно.