гимназический класс
С каждым днем у нас все чудесатее и чудесатее...В новостной ленте появилась информация, что предлагают отменить ЕГЭ для выпускников этого года, то есть даже и такой левой проверки знаний учеников уже не потребуется. То есть опустили планку образования еще раз. И как говорится, сочувствую за учебный процесс тем институтским преподавателям, кому эти ученички достанутся.
Но поговорить хочется не об этом, а о том как было. О том какое образование получило поколение, давшее миру известных писателей, художников, выдающихся государственных деятелей.
Нам всем рассказывали в школе про лицейские годы Пушкина, Царскосельский лицей заканчивала и Анна Ахматова, мы все читали как учился Ленин в конце концов. А как учились в те времена в другой империи ...Австро-Венгерской ? Поразительные сведения об этом можно встретить в воспоминаниях Стефана Цвейга. Причем воспоминания эти поразительны большей частью тем, что речь идет об обучении отпрысков не только состоятельных, но и очень зажиточных семей. На всякий случай напомню, что речь идет о буржуазном обществе. И вот, что пишет Цвейг:
О предметах изучения
« Путь до университета был долгим и отнюдь не легким. Пять лет в начальной школе, да восемь в гимназии, изволь каждый день пять-шесть часов отсидеть за партой, а в остальное время корпи над домашними заданиями по геометрии, физике и прочим школьным предметам, а также зубри - это помимо школы, для «общего развития», - как «живые» языки ( французский, английский, итальянский), так и древние - латынь и греческий, всего, стало быть, пять языков. Этого было более чем достаточно, чтобы на физическое развитие, спорт и прогулки, не говоря уже о развлечении и удовольствиях, времени не оставалось».
О самой гимназии
«Если говорить честно, все мои школьные годы - это сплошная безысходная, всевозрастающая тоска и нестерпимое желание избавиться от каждодневного ярма... Эта безысходность сказывалась даже на внешнем облике гимназического здания - типичной постройки целевого назначения, сооруженной лет этак пятьдесят тому назад на скорую руку, дешево и сердито. Эта «учебная казарма» с холодными, плохо побеленными стенами, низкими потолками в классах ( ни единой картинки , ничего, что радовало бы глаз), с уборными, от которых разило на все здание... зимой над нашими учебниками трепетал голубоватый свет открытой газовой горелки, а с наступлением лета окна тотчас же занавешивались, дабы мечтательный взгляд не смог восхититься маленьким квадратом голубого неба»
Об учителях
«Учителя наши не были ни добрыми, ни злыми, ни тиранами, но, конечно, и не товарищами, всегда готовыми прийти на помощь, а скорее бедолагами, рабски привязанными к схеме, к предписанной свыше учебной программе; они должны были выполнять свое «задание», как мы свое... К нам они не питали ни любви , ни ненависти - да и с какой стати, ведь они о нас ровным счетом ничего не знали, лишь очень немногих называя по имени...
Ибо между учителем и учеником , между кафедрой и партой , зримым верхом и зримым низом находился невидимый барьер «авторитета», исключающий любой контакт...любая неофициальная беседа считалась опасной для его ( учителя) авторитета, ведь она поставила бы нас, учеников, чуть ли не на один уровень с ним, наставником».
Помню в свое время меня сильно не только огорчило, но и удивило, почему учительницу из фильма «Уроки французского» ( 1978) по одноименному рассказу Валентина Распутина уволили из школы. И действительно..за что ...за то что она искала подход к мальчику и «снизошла» к ученику до того, что играла с ним в расшибалочку ? - Но ведь это сработало !
А оказывается вон оно что, за подрыв «авторитета» преподавателя в системе причеса всех детей под одну гребенку...
кадры из фильма "Уроки французского" Евгения Ташкова ( 1978)
Кстати, если кто не видел - посмотрите, это замечательный добрый фильм.
А вот как заканчивает свои воспоминания о гимназических годах Цвейг:
«Ничто для меня не является лучшим показателем отсутствия какой бы то ни было духовной и подлинной связи между нашими учителями и нами, чем то, что я перезабыл все имена их и лица» Во как !
И еще - «...когда по случаю пятидесятилетия этого августейшего заведения было организовано торжество и меня, как бывшего отличника, попросили произнести парадную речь в присутствии министра и бургомистра, я вежливо отказался. Мне не за что было благодарить эту школу, и любое слово в этом духе обернулось бы ложью»
А вы помните имена своих учителей ? Ваши школьные годы были чудесными или вы тоже отказались бы произнести благодарственную речь ? И еще, а ваши дети, кто сейчас учится, любят школу, у них есть любимые преподаватели ?