ГМИИ им. А. С. Пушкина , создатель и старшая "сестра"
«Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. 31 мая 1912 года в Москве был открыт Музей изящных искусств, основателем которого был отец Марины Ивановны Цветаевой.
Немыслимо, невозможно представить, что будучи дочерью столь много послужившему российской культуре отца, она прожила почти всю свою жизнь в нищете и нисколько не тяготилась этим. Тяготилась она безвестностью, отсутствием признания... признания, которым отец ее , по счастью, обделен не был. Впрочем, и счастье здесь было ни при чем - время другое было.
Одного не было у ее отца - любви женской. И все же, именно благодаря поддержке и участию своих жен он смог не отвлекаясь на домашние хлопоты и воспитание детей, завершить труд всей своей жизни ... а это немало.
Цветаев И.В.
Иван Владимирович Цветаев ( 1847, Владимирская губерния - 1913, Москва), отец Марины, был русским учёным, известным своими работами в области истории и археологии, искусствовед,
профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)
Удивителен путь этого человека, привожу его почти без сокращений. - Родился, что любопытно, в семье сельского священника. Учился сначала в духовном училище, а потом без малого 6 лет во Владимирской духовной семинарии. А после окончания, смотрите какая резкая смена приоритетов, поступил в Медико-хирургическую академию, потом перешел Императорский Санкт-Петербургский университет, отделение историко-филологического факультета. Окончив в 1870 году со степенью кандидата, сначала преподавал греческий язык в Петербургской гимназии а через год, в 1872 году стал доцентом Варшавского университета, не сидел человек на одном месте
, где защитил магистерскую диссертацию. Через 2 года, в 1874, отправился в Италию, где изучал древние италийские языки и письменность .
В 1876 году был зачислен доцентом Императорского университета св.Владимира в Киеве, а еще через год был приглашён уже в Московский университет, где преподавал латинский язык на кафедре римской словесности ( представляете ? - кафедра римской словесности)
Под влиянием первой своей жены, Варвары Дмитриевны Иловайской, дамы весьма и весьма образованной, а паче того оперной дивы, а еще дочери прославленного историка Иловайского (о них будет краткий рассказ в конце поста) отходит от древней филологии, то бишь мертвых языков, и увлекается античностью, работает в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве.
В 1894 году, по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Иван Владимирович произносит речь, с призывом к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По его же инициативе был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект музея. В 1897 году Цветаев знакомится с русским меценатом Нечаевым - Мальцовым Ю.С., который и стал главным финансовым покровителем музея, сейчас бы сказали спонсором, деньги-то немалые. И уже в августе 1899 года, без проволочек, состоялась торжественная закладка музея, а 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. А через год с небольшим Иван Владимирович умер. Успел.
Такую-то махину отгрохали и всего за 13 лет. И мало-то отгрохали, но и составили экспозицию, которая на первых порах была посвящена исключительно истории античности. Цветаева при этом знала все мифы древней Греции, а в них, если по серьезному, по филологически, сам черт ногу сломит.
Потом ее знакомые в Париже, свысока воспоминали - а...ничем она особо не интересовалась, кроме поэзии и из книг с ней всегда были только мифы древней Греции. А эта книга связывала ее с детством. Удивительно, но Марина Ивановна никогда не кичилась тем, насколько серьезное, но при этом домашнее образование, она получила.
Мария Александровна Цветаева (урождённая Мария Александровна Мейн; 1868-1906) , мама Марины и ее младшей сестры Анастасии, была второй женой Ивана Владимировича Цветаева. Отец ее был прибалтийский немец, а мать происходила из польского аристократического рода.
Мария Александровна Мейн
В юности она училась музыке и живописи. Была одарённой пианисткой, мечтала выступать с концертами, однако отец ее наложил вето на карьеру профессионального музыканта, в те времена это было как-то не комильфо, и после неудачной любовной истории скорёхонько выдал замуж за Ивана Владимировича, который за год до того овдовел.
Марина Цветаева вспоминала, что её мать семнадцати лет отроду испытала единственную в жизни любовь - к человеку, который был женат и, даже выйдя замуж, продолжала любить того, с которым потом никогда не искала встречи и которому, впервые и нечаянно встретившись с ним на лекции мужа, на вопрос о жизни и счастье, ответила: «Моей дочери год, она очень крупная и умная, и я совершенно счастлива…»
Об отношениях же матери с отцом в одном из писем 1914 года Марина написала: « Ближайшим сотрудником моего отца была моя мать. Она вела всю его обширную иностранную переписку и, часто, заочным красноречием
своим, какой-то особой грацией шутки или лести (с французом), строкой из поэта (с англичанином), каким-нибудь вопросом о детях и саде (с немцем) - той человеческой нотой в деловом письме, личной в официальном, иногда же просто удачным словесным оборотом сразу добивалась того, чего бы только с трудом и совсем иначе добился мой отец.
- Марина Цветаева. Отец и его Музей : очерк.
И тут опять по воспоминаниям парижских друзей одна несостыковочка- многие воспоминают о том, что Цветаева не интересовалась музыкой, что музыка не входила в круг ее интересов. Однако сама Марина записала, вспоминая о матери : «Упоение музыкой, громадный талант (такой игры на рояле и гитаре, вероятно, я уже не услышу!), способность к языкам, блестящая память, великолепный слог, стихи на русском и немецком языках, занятия живописью». А , как мне кажется, это уже о многом говорит.
Анастасия и Марина Цветаевы 1911 год
По воспоминаниям Ариадны Эфрон (Али), дочери Марины, известно, что из двух дочерей Мария Александровна больше любила младшую, Анастасию. В какой-то степени это не могло не повлиять на характер Марины, закалило ее. В раннем детстве они с сестрой как все дети ссорились, «делили игрушки», а в отрочестве были дружны. Марина часто потом делилась, читала свои первые стихи именно Анастасии. После замужества же они разошлись и уже не были близки.
Позже, уже после войны, когда сама Анастасия Ивановна выступала , читая стихи сестры, то копировала манеру исполнения именно Марины. Впрочем, вспоминая об этом, Ариадна Эфрон возможно была пристрастна. Как и у всех женщин в семье Цветаевых у нее был жуткий, тяжелый характер. Вспоминают, что и мать девочек, Мария Александровна ,
Анастасия и Марина Цветаевы с Николаем Мироновым , 1912 год
Валерия и Андрей Цветаевы дети от первого брака
воспитывала их в строгости, за провинности и леность наказывала, не розгами конечно, но девочки боялись.
Дети от первого брака Ивана Владимировича, Валерия и Андрей, жили вместе с ними. Валерия была уже почти взрослой девушкой и баловала девочек, было что и заступалась за них. Но Марина с ней не дружила, потому что понимала уже тогда, что сестра делает это не по доброте душевной, а в пику мачехе, которую ревновала к отцу.
Обе сестры Марины Ивановны дожили до глубокой старости ( далеко за 80 лет), но Валерия до конца жизни не забывала своей неприязни ко второй жене отца. Хотя к смерти ее матери та была совершенно непричастна. Варвара Дмитриевна умерла вскоре после рождения сына Андрея ( брата Валерии). Эту неприязнь она перенесла и на Марину. Хотя там имело место быть и большое несходство характеров. Валерия была педантична, разумна и холодна, а Марина была стихийна, непредсказуема.
Вот что пишет Аля Эфрон: «Когда мама в 1939 году приехала, несмотря на то, что у Валерии была своя большая дача, она маму не приняла, потом рассказывала :« Марина звонила. Хотела встретиться, я ей сказала, что встречаться не хочу. А жаль!» В общем, та еще была сестричка. Ведь по приезде в Москву и до самой своей смерти Цветаева с сыном мыкались по углам, было время, что и на сундуке в прихожей спали ( у сестры Сергея Яковлевича Эфрона).
Аля в своих воспоминаниях упоминает, что характером Валерия пошла не в отца и даже не в мать, а в своего именитого деда, Дмитрия Ивановича Иловайского. Человек он был действительно интересный, поэтому немного расскажу и о нем, и о его дочери, Варваре Дмитриевне, первой жене отца Марины. Тем более, что Цветаева посвятила Иловайскому и его семье мемуарный очерк «Дом у Старого Пимена», а значит они не были для нее совсем уже чужими.
Варвара Дмитриевна Иловайская ( первая жена И.В.Цветаева)
Варвара Дмитриевна Иловайская (1858 - 1890), первая жена Владимира Ивановича Цветаева родилась в семье известного учёного, историка, профессора Московского Государственного университета Дмитрия Ивановича Иловайского. Обучалась пению в Италии. В 1880-х годах стажировалась у лучших мастеров своего времени. Брала уроки вокала у Аделины Патти всемирно известной оперной примы, которая была близким другом семьи Иловайских. И опять, обратите внимание (!) история, как под копирку -
В ранней молодости Варвара Дмитриевна (ровно как и мать Марины) влюбилась в женатого мужчину, но властный отец ее, а характером он был крутенек, быстро сориентировался и выдал ее замуж за профессора Цветаева. В качестве приданого отец дал за дочерью дом в Трехпрудном переулке, ставший домом Цветаевых.
Теперь посмотрим, что же это был за отец такой, что в приданое мог дать дом в самом центре Москвы ... о нем пока не читала, но есть очень интересная информация в русской википедии... ( там можете прочитать полностью)
Иловайский Д.И.
Дмитрий Иванович Иловайский ( 1832 - 1920) - русский историк, публицист, автор пятитомной «Истории России», критик норманской теории ( Рюриков за основателей не признавал) с позиций официальной идеологии Российской империи и автор учебников для среднего образования. Иловайский являлся сторонником южного происхождения Руси.
По учебникам истории Иловайского, выдержавшим более 150 изданий, учились несколько поколений российских
гимназистов. Средства к существованию он добывал прежде всего их публикацией, по некоторым подсчётам они принесли автору более полумиллиона рублей дохода
. После революционных событий 1905-1907 годов Иловайский перешёл от умеренно-консервативных взглядов к радикально-консервативным, и вступил в ряд монархических организаций, таких как Русское собрание, Союз Русских Людей, Союз русского народа.
В 1897-1916 годах Иловайский издавал газету «Кремль» право-консервативного направления, состоящую преимущественно из его собственных публикаций.
После
Октябрьской революции Иловайского несколько раз арестовывали и сажали в кутузку. Вот, богатырь ! Заметьте, и дочь, и зять его, и первая жена уже давно умерли.
Имел от природы привлекательную внешность и внушительную осанку, вел исключительно здоровый и воздержанный образ жизни, позволивший ему дожить до преклонных лет ( 88 лет), сохранив работоспособность и ясность ума.
Еще интересная пометка-примечание Среди книг, на которых сохранились рукописные пометки Сталина ( того самого, Иосифа Виссарионовича ), есть «Средняя история. Курс старшего возраста. Составил Д. Иловайский. Издание пятое, с сокращениями. М. 1874». Так вот, на последней странице он крупно, витиеватым почерком написал: «Много неверного в этой истории Х.Х.Х.! Дурак Иловайский!..» Однако известно, что Иловайскому Сталин отдавал предпочтение перед Соловьёвым и Ключевским.
Как тесен мир...и Сталин каким-то боком к истории семьи «приложился»