Марина Цветаева , 20-е годы прошлого века
В мемуарной литературе довольно часто можно встретить упоминание о «донжуанском» списке Марины Цветаевой. Я намерено беру донжуанский в кавычки, так как по современным меркам сексуально-допустимой свободы в поведении женщины это были скорее невинные увлечения.
То, что сама Марина Ивановна еще в юности называла «голубой любовью» ( не путать с современным значением этого фразеологизма, до сексуальной революции тогда было еще очень далеко). И была такая любовь исключительно духовным творческим увлечением, духовной связью. Такой, например, была ее любовь к немецкому поэту Рильке, которого так же включают в этот список. А она с ним ни разу даже и не виделась.
Такой была и ее связь с Марком Слонимом, который в те далекие годы был ее, пожалуй, что и единственным близким другом. Юношеские увлечения, взаимоотношения с Софьей Парнок к жизнеопределяющим отнести никак нельзя ( об этом я еще упомяну в рассказе о дореволюционном этапе жизни Цветаевой в Москве, до отъезда ). Сегодня рассказ о другом.
В 1922 году Марина Цветаева познакомилась с Константином Болеславовичем Родзевичем. И по слова Марка Львовича Слонима «это был единственный настоящий и трудный, не интеллектуальный ее роман. Об этом она пишет в «Поэме Горы» и «Поэме Конца».
В воспоминаниях друзей Марины Цветаевой, на глазах которых все происходило, Родзевича часто упоминают как К.Б. ( видимо не только для краткости, но и по этическим соображениям). Так же буду именовать его и я.
карандашный рисунок Марины Цветаевой, выполненный К.Б. Родзевичем
Вот что вспоминает о нем дочь Марины Аля ( Ариадна Эфрон): «К.Б. теперь скульптор по дереву, устраивает выставки, член Французской компартии. Он чтит память Марины и ко всем любопытствующим относится отрицательно<...> Это был красавец, бабоугодник. Такой человек, о котором говорят «обаяша».Правдивый и открытый, но одновременно и лукавый. <...> К.Б. ничего никому никогда не рассказывал - такой легкомысленный человек оказался джентльменом».
Друзья же Марины Ивановны отзывались о К.Б. по разному. Вот слова Петра Сучинского: « К.Б. совсем неинтересный человек, «un petit coq» ( петух). Конечно он был неглупый, у него была смекалка. Он был секретарем евразийского издательства, которым и заведовал. «Un petit coiffeur» ( ничтожный парикмахер), «un bellatre» ( фатоватый), «mauvais genre» ( дурного тона). У него были странные отношения с Сергеем Яковлевичем ( Эфрон - муж Марины, прим.). Но в связи с этим Цветаева написала величайшую поэму. А это самое важное».
Почти противоположное представление о Родзевиче дает Алексей Эйснер: « К.Б. был красивый , изящный человек, небольшого роста, чем-то он напоминал мне Андрея Болконского, семья военных. В 1918 году К.Б. командовал Южной флотилией Красной Армии, попал в плен , был приговорен к расстрелу. Потом этот приговор отменили, и он очутился в Константинополе. Там он познакомился с Эфроном, который его завлек в Прагу - учиться. Этот человек был абсолютной противоположностью Сережи: ироничный, мужественный, даже жестокий. К Марине он большого чувства не питал. Он ее стихов не ценил и даже, наверное, не читал. Он тоже был евразийцем, а затем стал резидентом ГПУ. Позже его направили в Испанию, в батальон белых эмигрантов...»
И Владимир Сосинский: « Нам всем в семье К.Б. страшно не нравился. Он ведь был секретарем и казначеем евразийцев и их журнала...Мы его тогда очень презирали, а оказалось, что это большой человек - он прошел всю испанскую войну и вел себя как настоящий герой».
Сам Родзевич прожил долгую жизнь ( он умер в 93 года). В. Лосской в 1982 году удалось взять у него интервью и зная, что она готовит книгу о Марине, он поделился с ней : « Увлечение - обоюдное - началось между нами сразу, «coup de foudre»( любовь с первого взгляда). Наша связь длилась два года в Праге. А потом я и не искал продолжения. Была ли это большая любовь - я не знал, по молодости , по легкомыслию... А во Франции мы уже почти не виделись <...> В Марине тогда была жажда жизни, стихийная любовь к природе, она вся была стихийная...И все же самостоятельно жить и устроить свою жизнь она не могла <...>
Свадебное фото Родзевича К.Б. и М.С. Булгаковой ( Муны ) дочери отца Сергия Булгакова
Все тогда упиралось в наше бытовое неустройство. Мы жили всегда отдельно и встречались только в отеле, в ресторане или еще где-нибудь...<...>Вопрос нашей неустроенности не давил на нас. Он просто не поднимался. Тогда было настоящее счастье...
<...> Она тащила меня на высоты для меня недосягаемые. Мне нужна была жизнь проще. Она искала возвышенную любовь, а не любовь земную <...>
Что касается Сергея Яковлевича ( мужа Марины), то вероятно он знал об увлечениях жены и допускал их...во всяком случае, не боролся против них. В то время они уже не жили вместе. И хотя у Сергея Яковлевича и были некоторые связи и увлечения, Марина всегда оставалась его единственной настоящей любовью. Он в ее жизнь не вмешивался, отчасти из доблести, отчасти по слабости. <...>
Сергий Булгаков - русский религиозный философ
Ариадна Эфрон ( старшая дочь Марины Цветаевой)
Может быть поэтому Марина не ушла из дому ко мне. Были только прогулки, встречи в разных местах, а вместе мы не жили. <...>
Она меня выдумала. Я поддавался ее образу и очень это ценил. Но с другой стороны, это мешало мне жить. Как лавина ! Надо было быть около нее. А я был не на высоте этой большой любви, я не продолжил ее в житейском смысле. <...>
Теперь я могу сказать, что наш разрыв произошел исключительно по моей слабости. То, что я сейчас ощущаю и понимаю, тогда мне казалось невозможным. Мне трудно было соединить эту возвышенную любовь с любовью бытовой. Кто был прав ? Из-за чего мы разошлись ? Мы разошлись потому, что я не мог ее жизнь устроить <...> У меня не было средств, умения, не хватало авантюризма в хорошем смысле слова.
Разрыв ? Не разрыв произошел, а расхождение. Мне было трудно, потому что я искал устроенной жизни, я также был связан политической работой.
Моя женитьба - это оппортунизм, мне нужно было устроиться в Париже. У меня не было любви к Муне Булгаковой, но женитьба обеспечивала быт».
На момент встречи с Мариной Родзевичу было 27 лет, ей - 30. Не такая уже и большая разница. Они встречались с 1922 по 1924 год. А в 1926 году К.Б. женился на Марии Сергеевне Булгаковой, дочери преподобного Сергия Булгакова, которую в свою очередь тоже оставил, почти сразу после рождения дочери.
Мур (Георгий Эфрон) младший сын Марины Цветаевой-
А в 1925 году у Марины Цветаевой родился сын Георгий, которого впоследствии все звали Мур. Ни Сергей Яковлевич Эфрон, ни К.Б. мальчиком не интересовались и не занимались с ним, сама же Марина в нем души не чаяла. Без сомнения ребенок этот был сыном Родзевича, хотя сама Цветаева это яростно отрицала.
Однако, сама сила ее любви к сыну, это какая-то совершенно сумасшедшая страсть скорее свидетельствует об обратном. Да и сам К.Б. уже в Испании говорил кому-то, что Мур его сын.
В завершение рассказа приведу еще несколько слов К. Б., которые были им сказаны спустя много лет дочери Марины, Ариадне Эфрон: « Я был глуп и молод, ей надо было служить, стелиться у ее ног и от всего освободить - от вас, от быта. Надо было ее красиво одевать. А Сережа был слишком святой, чтобы одевать жену»
Интересно как он перевел стрелки на мужа, не находите ?
А вот стихотворение Цветаевой, которое она написала после разрыва с К.Б., зная уже , что он ушел к Булгаковой ( которая была тогда одной из ее подруг).
ПОПЫТКА РЕВНОСТИ ( стихотворение привожу в урезанном варианте, начало и конец)
Как живется вам с другою, -
Проще ведь? - Удар весла! -
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По́ небу - не по водам!)
Души, души! - быть вам сестрами,
Не любовницами - вам!
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
«Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму».
Как живется вам с любою -
Избранному моему! <...>
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли -
Так же ли - как мне с другим?
ноябрь' 1924
И ведь посмотрите, как странно жизнь устроена: мягкий интеллигент Эфрон пылкую женщину удержать не может, а другому, которого она сама полюбила, она не нужна . И понятно, помимо женщины-то еще и друг, чья жена ( нехорошо, некрасиво), дети ( кстати, Радзевич совсем не обрадовался, узнав о беременности Марины), да еще и денег нет и жить негде. Чтобы все это преодолеть нужно, ну, очень любить. - А не было такого.
А у Ахматовой наоборот был такой муж ( Гумилев), который все готов был преодолеть, вот такого бы Цветаевой, а не встретился. А Ахматова такого, который все может мужа не любила. Ужасные несовпадения.
А бывают ли вообще счастливые истории любви у творческих людей ? Вопрос.