"Не ждали" И. Е. Репин, 1888
Написав картину «Не ждали», Илья Ефимович Репин наверное и не предполагал, что и сам может стать незваным... Известный, можно сказать именитый, признанный еще при жизни художник, автор «Бурлаков на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» был дорогим и желанным гостем в любом доме, у него не было врагов, но вот однажды...
Однажды случилось так, что его визита ждали со страхом и даже надеялись, что он не придет. А было это в 1915 году в Куоккале ( ныне Репино). Жители поселка частенько заглядывали друг к другу и с удовольствием принимали гостей у себя.
Репин И.Е. 1909 г.
Захаживал к соседям и Илья Ефимович, часто бывал и у Чуковских. В те времена не было ни телевизоров, ни радио, ни кино, поэтому в гостях, и даже просто в кругу семьи, было принято устраивать чтения, за чаепитием, например. Чуковский на таких вечерах читал «Евгения Онегина» , «Иллиаду», «Каллевалу», «Кому на Руси жить хорошо», и видно, неплохо читал, потому что заходил Репин часто.
А как известно, в то время Корней Иванович был близок с Маяковским, которому шел 23й год, но был он и тогда уже и дерзок и задирист. Маяковский в то время тоже жил в Куоккале и работал над своей поэмой «Тринадцатый апостол» ( «Облако в штанах»). Тогда он еще считал себя футуристом.
Надо сказать, что футуризм, как новое направление в искусстве, у многих тогда вызывал раздражение и даже враждебность. Уж больно активно его сторонники попирали основы и посягали на незыблемость всего того, что было дорого шестидесятникам тех времен ( поклонникам Пушкина, Лермонтова...), наследникам Золотого века.
Даже Леонид Андреев ( отец Даниила Анреева, автора «Розы Мира»), тоже довольно известный в то время писатель, проехался по поводу этой новой дружбы Чуковского :
"Пророк" ( отрывок из стихотворения Леонида Андреева)
Надену я желтую блузу
И бант завяжу до ушей,
И желтого вляпает в лузу
Известный Чуковский Корней
Пойду я по крышам и стогнам,
раскрасивши рожу свою,
Отвсюду позорно изогнан,
Я гимн чепухе пропою...
В.В.Маяковский в молодости
В тот знаменательный вечер «бант до ушей» читал нескольким собравшимся свою, почти готовую, поэму. И в то время пока он декламировал, совершенно неожиданно с визитом нагрянули Репин с дочерью. Чтение было прервано, и Маяковский не скрывал своего раздражения. Чуковский же с ужасом ждал того, что может произойти.
Дело в том, что Илья Ефимович терпеть не мог группу художников, которые причисляли себя к футуристам. И мало сказать, что терпеть не мог, он их буквально ненавидел, самое же течение презрительно называл «футурней». И вот теперь, он пришел на чтения заглавного, можно сказать, футурниста.
Илья Ефимович церемонно поздоровался со всеми гостями, называя каждого по имени отчеству, и только потом, извинившись за задержку, уселся на стул, дав знак, что можно продолжать. Все замерли. Надо ли говорить, что Маяковский нисколько не смущаясь продолжил.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзая кинжал
в неба распухшего мякоть, -
Все ждали взрыва негодования, грома и молний от именитого старичка, но он миролюбиво поглядывая на Маяковского, неожиданно для всех произнес «Браво! Браво!» И дальше, после каждой строфы, все более проникаясь нежностью к декламатору, повторял :«Так, так...»
А после чтения, когда все пошли провожать Репина до ворот, тот по дружески взял Маяковского под руку и сказал: «Я напишу ваш портрет!», - что из уст художника означало наивысшую степень признания. Портрет Достоевского, например, Репин писать отказался, хотя потом и жалел об этом. А тут, на тебе !
- Я напишу ваш портрет
- А сколько вы мне за это дадите, - дерзко ответил Маяковский.
Илья Ефимович, улыбнувшись в бороду, нисколько не растерялся
- Ладно, ладно, в цене сойдемся...заходите ко мне...
И потом уже, при следующей встрече, разглядывая карикатурный рисунок поэта, сказал Чуковскому:«Похоже...похоже...Да какой же он футурист, он самый настоящий реалист !» И после уже не пропускал ни одного чтения с Маяковским.
Вот только портрета его, с «вдохновенными» волосами ( слово самого Репина) он так и не написал. Образ пророка грядущего, в котором художник хотел Маяковского запечатлеть, так и не увидел свет.
- Потому что догадываясь об этом намерении художника, «пророк» намеренно зашел перед встречей в парикмахерскую и обрился наголо. Так что, увидев того уже без волос, Репину только и оставалось, что всплеснуть руками...
А вы ходите в гости без приглашения ?
А к незваным гостям как относитесь ?