фото: еще Боря Бугаев и уже давно Андрей Белый
В литературной среде начала прошлого века Белого знали все. Обстоятельству же этому способствовали не столько его поэтический и писательский дар, сколько то невыразимое обаяние, о котором упоминали без исключения все, кто его знал.
Он был со всеми знаком, со всеми дружен, при этом страстно-эмоционален и вспыльчив, но при этом столь же быстро и отходчив, так что на него даже и не успевали толком обидеться.
Он поддерживал отношения со всеми известными людьми того времени: с четой Мережковских, Владиславом Ходасевичем и конечно же с Блоком, другом которого он был долгое время, и его женой, Любовью Дмитриевной Менделеевой, другом которой он стал совсем не на долго.
Любовь Дмитриевна Менделеева
О треугольнике Белый -Менделеева- Блок наиболее интересно для современного читателя, рассказывал, пожалуй, только Владислав Ходасевич.
Почему именно для современного - да потому, что Ходасевич помимо наблюдательности, обладал еще и чрезвычайно острым умом, склонным к анализу, который в наше время чаще встретишь только у профессиональных психологов.
В своих воспоминаниях он тонко подметил и обрисовал все мельчайшие детали этого романа. Причем это была не просто интерпретация устных рассказов Белого ( а Белый неоднократно рассказывал ему эту историю, каждый раз по-новому, уж таким он был). Как аналитик, Ходасевич высказал нам свои догадки и соображения, основываясь на знании особенностей взросления поэта, его детских годах, проведя тщательнейший психологический анализ.
Согласно мнению Ходасевича , треугольник этот остался неразрешим ( а Менделеева сообщила Белому, что остается с мужем, после чего и произошел разрыв) в первую очередь для Белого, так как именно его чувства были отвергнуты. А тому что эти чувства были отвергнуты, поэт был обязан исключительно самому себе, той двойственности своего характера, которую он усвоил, приобрел еще в родительской семье, в детстве.
Семья , в которой родился поэт, была весьма своеобразной. Отец его был профессором математики Московского университета, известный своими трудами даже в Европе. При этом, по воспоминаниям современников, он был не то что бы некрасив, но даже и просто уродлив. Мать же будущего писателя особым умом хотя и не обладала, зато была чрезвычайно мила и обаятельна. Как соединились эти два человека, один Бог знает...
Отец тогда еще маленького Бори Бугаева ( Белый это псевдоним писателя) частенько говорил ему в детстве : «Надеюсь внешностью своей ты станешь похожим на мать, а умом пойдешь в меня». Что самое интересное - так оно и вышло. Вот только одно но, - расхождение между родителями писателя было не только во внешности, но и в глубинных устремлениях каждого из них.
То что нравилось одному, подвергалось жесткой критике другого ( доходило и до скандалов), и - наоборот. Все это происходило при ребенке. А потому с самого раннего детства Белый привык к двойственности, к диаметрально противоположным оценкам одного и того же предмета или события.
Эту амбивалентность он привнес и в свои отношения с женщинами. Чего только стоил его роман с Ниной Петровской, той самой, которая в отместку, будучи брошенной им, завела роман с Брюсовым, с той, которая стреляла в него. Кстати, он бросил ее именно тогда, когда увлекся Менделеевой.
С женщинами он всегда действовал одинаково, вспоминает Ходасевич. - Сначала он очаровывал их своим волшебным обаянием, являясь в мистическом ореоле ( не будем забывать, что Белый был символистом), да так, что у женщины даже и мысли не возникало о чувственности его намерений. А спустя время, он буквально набрасывался на нее , объявляя к ней свои чувства.
Причем и в случае поражения и в случае победы он приходил в бешенство. В первом случае от того, что ему отказали, а во втором , потому что чувствовал себя оскверненным. Понимаете какая тактика, да ? Женщина для него была «Прекрасной дамой» ( «Прекрасная дама» назывался цикл стихов Блока) - возвышенной и недосягаемой, но при этом и отказаться от его притязаний она не имела права. На такую тактику могла попасться только эмоционально неустойчивая Петровская.
Другое дело Любовь Дмитриевна Менделеева. Дочь известного химика Д.И. Менделеева. Получившая прекрасное образование, актриса ( в театре В.Ф. Комиссаржевской она выступала под псевдонимом Басаргина). Жена Александра Блока. Современники отмечали ее особенное обаяние, исходившее от силы ее характера, ее волевую натуру.
Надо еще сказать, что брак Менделеевой с Блоком, был в самом начале платоническим. Почему ? Да, все по той же причине - она была для Блока «Прекрасной дамой». Он при этом имел связи с другими актрисами ( известны две таких связи). Да и она поглядывала на сторону, ведь молодая же женщина, в самом деле...
Так что все еще могло и повернуться, уж больно обстоятельства тому способствовали. И вот, применив, к Любови Дмитриевне свою тактику, в решающий момент, когда крепость уже готова была пасть, Белый вдруг заявил ей, что его неверно поняли, что никаких «дурных» намерений он не имел и не имеет и так далее и так далее...
Не знаю даже на что он и рассчитывал ? Думается , что таким ходом он просто пытался вынудить ее на ответные признания... ( моя личная догадка).
Но, как мы уже знаем Любовь Дмитриевна была не такова. Поняв, что претендент и избранник дал задний ход, она почувствовала себя оскорбленной и прониклась к нему презрением, не изменив свое отношение и в последствии. Сам же Белый, после того как Менделеева решительно порвала с ним, тогда только и почувствовал насколько любит ее.
По воспоминаниям Ходасевича ( а он знал Белого на протяжение всей жизни), эта любовь стала для него главной. Конечно были увлечения, другие любови...но она оставалась единственной...той самой...
Такая история.