там, за океаном

Dec 14, 2013 01:52


тыкаясь носом в пустоту, в очередной раз осознав свое одиночество, я пересмотрела швейцарский фильм, рассказывающий о том, как даже любимые люди уходят из нашей жизни. неостановимо. безвозвратно. без скидки на возраст, на силу и глубину наших привязанностей.
и, наверное, только сейчас поняла,  что самое страшное в смерти - не условия существования там или здесь, не суд земной или небесный, не остановившиеся стрелки часов. самое страшное в смерти - это разделение.

«1000 океанов»: райское место

Чего бы вы ожидали от фильма с названием «1000 океанов», который к тому же начинается с путешествия двух лучших друзей на Мальдивы? Бьерн забирает Мейкеля с делового приема, на котором отец представляет его сотрудникам в качестве наследника автомобильного бизнеса. Вряд ли 24-летний Мейкель может оценить честь, оказанную ему семьей. У него нет ни желания руководить фирмой, ни, похоже, способностей. Поэтому спонтанное решение уехать от проблем и обязанностей Мейкель принимает всего за каких-то пару минут.

Знакомо, правда? Навязанные жизненные сценарии, толкающие нас к выбору между бунтом и покорностью и… плохо скрываемое, почти детское счастье от побега, от избавления… От предательства. Беспроигрышная тема для фильма, не имеющего цели шокировать, испугать, удивить. Интересно, вписываются ли в его сюжетную историю «слепые» фото с отдыха или окровавленная девушка, внезапно возникающая на ступеньках родного дома по возвращении Мейкеля? Как думаете? Зрители в зале нервно ерзают: никто не предупреждал, что «1000 океанов» - это триллер или фильм ужасов.

Тем временем, киношный Мейкель не может вернуться за другом, оставшимся на островах, потому что те вдруг оказываются закрытыми для посещения, не находит контакта с родителями, пребывающими в полусонном состоянии, и вдруг замечает в гараже собственный покореженный автомобиль… «Автокатастрофы не бессмысленны. Они возвращают людям их чувства», - приговаривает мать, пересматривая передачи с погибшей Дианой.

В какой-то момент младший брат осмеливается открыть Мейкелю правду: Бьерна нет в живых, как и тех троих ребят, с которыми в том мире они танцевали на островах, а в этом - просто столкнулись машинами. 24-летний парень, прикованный к кровати и способный только двигать глазами и мучительно изгибаться при прикосновениях, должен сам решить, где ему лучше: по ту или другую сторону «океана». Путешествуя по пустым трассам и темным залам аэропорта, где от людей остались только чемоданы багажа, убегая от сирены скорой помощи и провоцируя драки с безутешным отцом, Мейкель остается внешне обездвиженным. Его желание не увидишь глазами, не прочтешь на обрывке бумаги - это можно только почувствовать. И попытаться принять.

Это кино выворачивает наизнанку. Великолепная игра актеров, намеренная упрощенность диалогов и статичность планов побуждает зрителя осознать: «Самого главного глазами не увидишь». Сосредоточенный отец, героически переживающий крушение своей Вселенной, и тихая мать, старающаяся на примере чужого горя выстроить отношения со своим. Да, внешне они выглядят отрешенными, спокойными и где-то даже благожелательными - но никто не отменял ураганов «по ту сторону». Там, в отражении, все кажется знакомым, счастье притворяется островом, а лучшие друзья, как живые, верно ждут на берегу.

сестра, ночь, 1000 океанов, грусть, одиночество, люблю

Previous post Next post
Up