Посмотрим на Царицыно изнутри.
Прогуляемся по парку и побродим по выставкам в этом длинном и немного познавательном посте.
Вход во Дворец и Хлебный дом через малюсенький павильончик между ними. По началу смущает, ведь от этой будочки нет переходов в другие здания. А там, оказывается, эскалатор под землю в общее фойе с кафе, гардеробом и зоной отдыха, и уже оттуда поднимаешься в другие здания.
3. Сначала зайдём в Хлебный дом. По пути в подземном переходе изучаем его историю.
Во дворе дома даже орга́н есть, периодически устраивают концерты.
Выставка «Основные элементы» посвящена уникальной 20-летней эпохе в истории советского авторского декоративного искусства и его роли в художественном процессе.
Все предметы в экспозиции - из фондов «Царицына».
4. Наверху пластическая композиция «Земля». Шамот, эмаль, глазурь. 1978 год.
5. Наверху блюдо «Зной». Шамот, соли, глазури, лепка. 1977 год. Львов. Потрясающее 3D-блюдо.
Внизу слева ваза «Серафимы». Шамот, соли, пигменты, роспись, 1989 год.
Внизу справа композиция «Метаморфозы». Сульфидное стекло, гутная техника, 1973 год.
Здесь в десяти залах собраны редчайшие работы авторского декоративного искусства 1960-1980-х годов, посвящённые природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике - работы художников-стекольщиков, гобелены, керамика из шамотной массы, работы с анималистическими и ботаническими мотивами, абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.
6. Наверху декоративный рельеф «Птичья бухта». Керамика, низкий обжиг, высокий обжиг, глазури. 1979 год, Таллин.
По центру композиция «Времена года». Керамика, низкий обжиг, высокий обжиг. 1978 год. Таллин.
Внизу декоративное панно-триптих «Русский фриз». Фарфоровая плитка, дерево, металл, надглазурная роспись. 1968 год.
7. Объект «Путешествие Магеллана». Металл, медь, титан, люрекс, эмаль, сборка. 1897 год.
8. Скульптура «Дриада с птицей». Шамот, соли. 1990 год.
9. Невероятно милые дельфины. Так изящно сделаны глазки. Если приглядеться, они создаются за счёт небольшой стеклянной точки внизу и преломления фигуры.
Выставка «На грани» о промышленном стеклоделии в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке.
В экспозиции - более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
А в самой коллекции «Царицына» - более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах.
Здесь представлены предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки - пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники.
10. Посередине слева композиция «Воспоминания о Гоа». Бесцветный хрусталь с крошкой, выдувание в форму, алмазная грань. Гусь-Хрустальный.
Внизу композиция «Старый парк Царицыно». Цветное многослойное стекло, гравировка. 1997 год. Львов.
11. Декоративная форма «Самовар». Цветной хрусталь, выдувание в форму, алмазная грань, склейка. 2016 год. Гусь-Хрустальный.
Хрустальный самовар!
Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов - от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.
12. Композиция «Свободу джинну!» Армированное стекло, металл, гравировка. 2013 год.
Чем гранение отличается от гравировки?
«Гранение работает со светом, гравировка - с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса - фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение - это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” - орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».
13. Скульптура «Падший ангел». Цветной хрусталь, широкая грань, матирование. 1990 год. Гусь-Хрустальный.
Дальше переместимся во Дворец.
Большой дворец - единственное здание в Царицыне, созданное по проекту архитектора Матвея Казакова. История его строительства драматична.
Дворец возведён на месте главных дворцовых корпусов, построенных архитектором Василием Баженовым для императрицы Екатерины II и её сына, великого князя Павла Петровича. Готовые здания не понравились императрице. Она приказала их снести и построить новый, величественный дворец. Проект поручили архитектору Матвею Казакову.
Строительство продолжалось десять лет: с 1786 года до смерти Екатерины II в 1796 году. После 1796 года дворец был заброшен и постепенно разрушался. Уже в начале XIX века он представлял собой грандиозную руину - самую знаменитую в окрестностях Москвы.
В течение XIX и XX веков предлагались различные проекты использования дворца, но ни один из них не был реализован.
В 1980-1990-е годы предпринимались попытки реставрации здания, но серьёзные восстановительные работы удалось провести только в 2005-2007 годах. Строители постарались сохранить всё, что осталось к тому времени от Большого дворца. Но внутреннее убранство было полностью создано современными архитекторами.
Если вы были в других дворцах, этот вас удивит. Почти все его залы используются под различные выставочные пространства.
14. В одном из них про историю этих царских мест, создателей, архитекторов и сами дворцовые пространства.
15. И макет полуразрушенного Дворца до реставрации с растущими деревьями на стенах.
Выставка-исследование «В поисках народного искусства».
На ней представлено около тысячи произведений из коллекции музея-заповедника «Царицыно». Она охватывает сравнительно небольшой временной период - с начала «оттепели» до начала перестройки.
В девяти залах Большого дворца показаны более тысячи произведений из собрания музея-заповедника «Царицыно», многие из которых не экспонировались.
16. Сверху покрывало лоскутное. 1982 год. Очень красивое.
После посещения Жостово 12 подносов выглядят очень скромно. В оригинальном музее представлены куда более интересные работы.
И справа посуда, которой мы пользовались на даче.
17. Слева секретер с часами. Австрия, 1810-1830-е года.
Справа часы напольные с орга́ном. Англия, вторая половина XVIII-XIX век.
18. Здесь есть и семейное рукоделие и живые ремесла, эксперименты по созданию нового ассортимента для массового производства и осмысления народной темы в творчестве художников декоративного искусства.
В экспозиции есть удивительные предметы, которые можно увидеть только здесь: коллекция среднеазиатских тюбетеек и войлоков, кавказская керамика и вязанные варежки мастеров Прибалтики, плетеные предметы из растительных материалов умельцев Белоруссии, латгальская керамика и многое другое.
19. Наверху майоликовые работы из Гжели!
Внизу Кавказ, Узбекистан, Таджикистан.
20. Опять пройдёмся по коридорам с шикарными полами.
21. И через такую дверь с мраморной ручкой...
22. ...попадём в Екатерининский зал.
23. С потрясающими люстрами.
24. Золотом, от которого рябит в глазах.
25. И, опять же, красивым полом.
26. «Власть без доверия народа ничего не значит» гласит нам надпись на балконе.
27. Мрамор, золото и хрусталь везде.
28. И сама Екатерина II.
Вообще таких залов, которые классические для дворца, там два - этот и Таврический. Но второй мы не нашли. Возможно это тот, в который впускали только свадебные церемонии.
29. И вид из зала на дворец и просторы.
30. А ещё там есть невероятно красивая лестница.
31. Мрамор, золото, зеркала - всё, как положено.
Переместимся в Третий Кавалерский корпус.
32. Из него открывается вид на церковь Живоносный источник.
Здесь представлена выставка «Дачное Царицыно».
Начало новой эпохи в истории Царицына принято относить к 1858 году - именно тогда земли здесь стали сдавать в аренду под строительство дач. Быстрому развитию и популярности дачной местности способствовало открытие пассажирского движения по Московско-Курской железной дороге.
Среди царицынских дачников и их гостей немало было людей известных, блестящих. В Старом Царицыне разместилась дача изобретателя Дмитрия Езучевского (дом в 1904 году планировал купить Антон Чехов). Первый Кавалерский корпус несколько лет подряд снимала семья выдающегося археолога, ученого нумизмата Алексея Орешникова. Вместе со знаменитым историком Иваном Забелиным, соседом по даче, Орешников занимался в Царицыне археологическими раскопками. На престижной Покровской стороне - от нее сохранилась лишь структура улиц, которые теперь называются Радиальными, - сразу шесть участков занимала дача председателя Государственной думы Сергея Муромцева. Его племянница, Вера Муромцева, впоследствии стала женой Ивана Бунина. В Новом Царицыне жила семья купца Аршинова - устроенный им парк в советское время получил название Аршиновского и частично сохранился до наших дней.
В Царицыно приезжали философ Владимир Соловьев, поэты Федор Тютчев и Алексей Плещеев, писатели Леонид Андреев, Иван Бунин и Андрей Белый, композитор Петр Чайковский, певец Леонид Собинов, художники Константин Коровин, Станислав Жуковский и другие.
На обширной выставке представлены редкие фотографии, мебель, бронза, предметы обихода, туалетные принадлежности, книги, другие печатные издания.
33. Это макет дачи Езучевских. Как вам такая дача?
В конце XIX века среди представителей различных слоёв общества всё большее распространение получают занятия спортом. Разговоры о пользе физических упражнений охотно обсуждаются в гостиных; гимнастика, подвижные игры, велосипед, шахматы становятся модными.
Царицынские дачники не остались в стороне от этого движения. Многие состоятельные арендаторы обустраивали гимнастические и детские площадки на своих участках, появились частные теннисные корты, площадки для игры в крокет.
Неплохая жизнь у дачников.
34. Очень животрепещущая тема.
35. Настольная игра «Хальма». 1889 год.
Игра пришла в Россию из США в 1885 году. Название происходит от греческого слова «прыжок». Задачи игроков: передвинуть все фишки из своего «лагеря» в «лагерь» противника. Игра пользовалась большой популярностью. В советское время немного трансформировалась и стала называться «Уголки».
36. И чтиво у дачников интересное.
37. Интереснейшая икона из кости и дерева «Зосима и Савватий». Русский Север, XIX век.
38. И не менее интересней костяной нательный крестик XIX-го века.
39. Скромная станция Царицыно в дособянинскую эпоху без нынешних девяти путей.
40. И напоследок вот ещё интересное - мёртвая птица.
41. Оказавшаяся украшением.
42. Ну и получив уйму эмоций и информации немножко прогуляемся по парку.
43. А ещё там много белых лебедей и ещё больше жирнющих огарей, которые подходят к людям на берегу и воруют еду.
44. Будет возможность - загляните. Много интересных экспозиций!