Вы знали, что на ограде у памятника Чайковскому нотный стан?
Это отрывок из народной песни «Сидел Ваня на диване…», который композитор включил в конец одного из своих произведений.
История гласит, что Петр Чайковский, будучи начинающим композитором, гостил у сестры в селе, находящимся в Малороссии. В то же время в дом пригласили маляра из Калуги, чтобы покрасить стены. Приступив к работе, маляр стал насвистывать мелодию «Сидел Ваня…», а Петру Ильичу неожиданно запомнился и понравился незамысловатый мотив.
Мы же в Консерваторию ходили на концерт к 345-летию со дня рождения А. Вивальди - «Времена года» Вивальди и Пьяццолла.
У четырех скрипичных концертов Вивальди из цикла «Времена года» есть литературная составляющая - сонеты, в которых композитор дал программу этого цикла.
Начинается цикл всегда с Весны.
Весна
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все-весенних дней приметы!
Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем воздух оглашая.
На мягкий мох с овчаркой - верным другом -
Лег рядом пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюбленной.
Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод веселых нимф кружится,
Весны волшебным светом озаренный.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=0T6KgTEGfa0 Лето
Лениво бродит стадо, вянут травы
От тяжкого удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.
Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду и нежно
Вздыхают ветерки… Но вдруг мятежный
Взвился Борей, пронесся вихрем в небе -
И плачет пастушок, кляня свой жребий.
Боится он, заслышав гром далекий.
От молнии в испуге замирает.
Докучных мошек рой его терзает…
Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревёт, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьёт, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=Gf751E3_Vag Осень (На мой взгляд самая красивая из цикла)
Бодрящий воздух, ясная погода,
Сады и рощи в убранстве осеннем;
Счастливый пахарь праздничным весельем,
Встречает золотое время года
На нивах собран урожай отменный.
Конец трудам, заботы спало бремя,
Для песен, игр и плясок нынче время!
Из бочек льётся Вакха дар бесценный,
И кто стакан до капли осушает,
Тот крепким сном блаженство довершает.
[Сон]
Трубят рога и рыщет гончих стая;
Охотники в тени густого бора
Идут по следу, зверя настигая.
Почуяв близость гибели грозящей,
Стрелой помчался зверь, но злая свора
Его загнала насмерть в тёмной чаще.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=KiJuOdH8U5M Зима
Морозной гладью стелется дорога,
И человек иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи -
Пусть снег и ветер там - снаружи…
Ходить по льду опасно, но и в этом
Для юности забава; осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадёжной;
Не удержавшись, падают с размаха
На тонкий лёд - и прочь бегут от страха.
Клубятся вихрем снежные покровы;
Как - будто вырвавшись из заточенья,
Бушуют ветры встречные, в сраженье
Друг против друга ринуться готовы.
… Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчают лик её суровый.
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=r3NtzzR2jws Во втором отделении был Астор Пьяццолла «Времена года в Буэнос-Айресе»
Click to view
https://www.youtube.com/watch?v=Teb3-tt4wV8 Исполнял Московский камерный оркестр Musica Viva и солистка - прекрасная Елена Корженевич.
И немного интерьеров.
В холлах очень симпатичная выставка.
Продовольственный уголок. Смотрите, какие прекрасные куклы-шкатулки! А музыкальная в виде рояля! И ещё часы в виде музыкальных инструментов. Всё такое изумительное!
Витраж «Святая Цецилия».
В 1901-м году в фойе перед Большим залом за колоннами светилось огромное стеклянное полотно, в овальном медальоне - изображение Святой Цецилии - покровительницы музыки.
Этот витраж был создан в Петербурге - в знаменитом ателье Торгового Дома «М.Франк и К». Это стеклянное полотно площадью более 20 кв. м. было одним из самых крупных в дореволюционной России, уступая на момент создания в 1901 году по величине лишь стеклянному образу в Исаакиевском соборе.
В 1941 году в результате падения авиационной бомбы вблизи здания Консерватории, витраж осыпался. В послевоенные годы проем в стене замуровали, на его месте повесили большое живописное полотно И. Е. Репина 1872 года «Славянские композиторы». Осколки витража тогда были собраны неизвестными людьми, вероятно, в надежде на восстановление, 50 лет они пролежали в ящиках и были выброшены уже в 1990-х.
Осенью 2010 года была разработана программа реконструкции Большого зала. Было принято решение и о воссоздании витража. Проведены все необходимые изыскания в архивах и библиотеках, написана историческая справка. В результате кропотливой работы были обнаружены черно-белые дореволюционные фотографии, обмерный чертеж и даже осколки стекла от погибшего витража. Благодаря стечению обстоятельств и энтузиазму многих людей стало ясно, каким был витраж «Святая Цецилия».
Большой зал - одна из крупнейших и самых значительных концертных площадок России и мира.
Зал украшают портреты русских и зарубежных композиторов. Первоначально по заказу Сафонова они были написаны художником Н. К. Бодаревским, и располагались в таком порядке (если смотреть со сцены): Левая сторона - Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин; правая сторона - Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн.
В 1953 портреты Мендельсона, Глюка, Гайдна и Генделя были заменены на изображения Римского-Корсакова, Шопена, Даргомыжского и Мусоргского, соответственно, выполненные советскими художниками. Снятые портреты Мендельсона и Гайдна были спустя много лет обнаружены, отреставрированы и сейчас выставлены перед входом в партер.
Портреты Глюка и Генделя утрачены.
Над сценой расположен барельеф Н. Г. Рубинштейна.
Давно хотела сходить в Большой зал на орган (знающие люди очень его рекомендуют). Будем считать, что первый шаг сделан:)