(Длиннопост)
Эта интересная выставка работ одного из основателей импрессионизма проходит уже вечность, а я попала только к её завершению. Ну, хоть так.
Проходит она в зале сада им. Баумана. Я там была впервые. И, открывая эти тяжеленные высоченные деревянные двери, и попадая в контрастную с уличной жарой прохладу, переносишься в детство. Там такой запах! В детстве на даче у соседей, где в сенях был земляной пол, был точно такой же аромат и такая же прохлада. Прямо-таки телепортация. Удивительные ощущения.
А эти двойные деревянные рамы в самом центре Москвы? Прелесть же!
Клода Моне по праву называют одним из величайших художников конца XIX века. Он прошёл долгий путь от гонений и насмешек до восхищения и всемирного признания, заложил новое направление в живописи и стал примером для десятков последователей. Главными сюжетами работ Моне были свет и воздух. Мастера интересовали нюансы и полутона, поэтому он писал один и тот же объект в разное время суток.
2.
На выставке представлены репродукции 110 полотен художника, собранных более чем из 20 музеев 10 стран мира. Более объемную экспозицию трудно себе представить. Суммарная стоимость этих произведений свыше 1 миллиарда долларов, а некоторые из них находятся в частных коллекциях и предстают перед публикой крайне редко.
Большинство работ представлены в технике жикле. Это репродукции высочайшего качества, которые точно передают цвет, фактуру, характер мазков и даже следы времени. С этой техникой многие музеи мира имеют возможность показать почитателям искусства шедевры живописи, не дошедшие до современного времени или находящиеся на реставрации.
Все работы импрессиониста представлены в оригинальном размере, и некоторые достигают в величину до двух метров. Около 30 картин великого мэтра прописаны текстурным акриловым гелем для максимально реалистичного вида.
3. Терраса в Сен-Андрес, 1867 г.
Несвойственная для Моне картина, она, в отличии от его прежних работ, максимальным образом качественно прописана и имеет чётко выделенные нюансы.
4. Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда, 1871г.
Вокзал Сен-Лазар, поезд из Нормандии, 1877г.
Во время стремительного железнодорожного развития поезда́ для Моне стали новым наваждением, не оценённым современниками. Критики писали: «В общем и целом Клоду Моне удалось точно передать то крайне неприятное впечатление, которое производит на нас одновременный свист нескольких паровозов».
Художник снял небольшую студию рядом с вокзалом и решился на новую серию картин. Поскольку по памяти писать он не привык, то разыграв сцену перед директором вокзала, завоевал новый пленэр. Для него задерживали поезда (пока он ждал подходящее освещение), очищали перроны, напускали нужное количество дыма в нужное время суток.
Итогом этого представления оказались 12 полотен.
Серия с вокзалом была первая, посвящённая одной теме, впоследствии появились «Стога» и «Кувшинки».
Вообще у Моне абсолютно магические работы - они видятся на расстоянии!
Вблизи - ну, мазки и мазки. А как только отходишь, то начинает вырисовываться сюжет. И не просто картинка, а многослойность работы, будто в 3Д. Причём на разном расстоянии картина кажется абсолютно разной.
На фото это всё, конечно, не передаётся.
Вот эта одна из таких картин - отходишь подальше и погружаешься в неё:
5. Сан-Джорджо Маджоре в сумерках, Венеция, 1908 г.
Одна из самых ярких картин живописца. Оранжевые тона художник воспринимал как упадок итальянского города.
6. Мост Ватерлоо, Лондон, в сумерках, 1904 г.
Мост Ватерлоо, Лондон, на закате, 1094 г.
Мост Ватерлоо, Серый день, 1903 г.
Мост Ватерлоо, Пасмурная погода, 1903 г.
Мост Ватерлоо - серия из 41 картины, изображающая мост в разное время суток и в разную погоду.
Моне был очарован городом и больше всего его поражали туманы - побочный продукт Индустриальной революции.
Художник работал над несколькими холстами одновременно, позже переделывал их в студии, иногда в течении года. Он пытался визуализировать мгновение.
Эти картины из тех, которые нужно смотреть на расстоянии.
7. Ещё три серии магических картин.
Серия «Стога» - 22 картины.
Стога сена (Эффект снега и солнца), 1891 г.
Стога сена в солнечном свете. Полдень, 1890 г.
Стог сена (Солнце в тумане), 1891 г.
Стога сена утром. Эффект снега, 1891 г.
По словам Моне, он предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов - одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими стогами сена, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причём каждый холст был посвящён одному определённому эффекту. Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью».
Серия «Парламент» - 19 картин.
Вестминстерский дворец, закат, 1904 г.
Вестминстерский дворец, эффект солнечного света, 1903 г.
Вестминстерский дворец, 1900 г.
Вестминстерский дворец, закат, 1903 г.
Интерес Моне прежде всего вызывал свет, разлитый в тумане, в котором тонут очертания зданий, а небо и вода сливаются в единое целое.
Кстати, именно благодаря его работам учёные смогли доказать, что знаменитый туман присутствовал в городе уже в начале XX века и не является современной особенностью.
8. Серия «Руанский собор» - 35 картин.
Руанский собор, пасмурный день, 1894 г.
Фасад Руанского собора и башня d'Albane (утренний эффект), 1894 г.
Руанский собор, западный фасад, солнечный свет, 1894 г.
Портал Руанского собора в утреннем свете, 1894 г.
Моне не интересовала архитектура он сосредоточился на анализе света и его влияния на формы фасада.
9.
10. Японка (Камилла Моне в японском костюме), 1876 г.
Картины европейских женщин в японских костюмах были популярны во Франции 1860-х годов, и вклад Моне в этот жанр, возможно, был мотивирован желанием получить доход и известность в то время, когда он нуждался в деньгах.
Топинамбур, 1880 г.
С рождением второго ребёнка бедственное положение семьи стало ещё хуже. Вскоре умирает жена. Уход за детьми берёт на себя соседка семьи, с которой позже у Моне завязался роман, а муж соседки бросает её, оставляя восьмерых детей.
Моне продолжает много работать, чтобы обеспечить всех. Цветы остаются его излюбленной темой.
11.
12. Плавающая студия Моне, 1874 г.
Появляются тюбики с цинковой краской, что значительно упрощает рисование на открытом воздухе. Импрессионисты в полной мере пользуются этим.
Моне строит себе лодку, с которой он рисовал окрестности с воды. Таким образом он смог изобразить эффекты света на воде и на ландшафте из любого удобного места.
13. Эту картину тоже лучше смотреть издалека.
Женщина, сидящая под ивами, 1880 г.
14. Бульвар Капуцинок, 1873 г.
Есть две таких картины. Одна находится в музее им. Пушкина в Москве, а вторая в музее в Канзас-сити. Оба музея имеют право надеяться, что именно их картина участвовала в самой первой выставке импрессионистов, которая проходила в Париже в 1874 году.
Картина подвергалась сильнейшей критике, говоря, что так ляпают только маляры. Моне действительно искажает перспективу, а на людей, которые его не интересовали, приходится два-три мазка, чаще - один. Ему интересны только световые эффекты и ещё ощущение непрерывного движения, которое создаётся исключительно живописными средствами.
15. Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878, 1878 г.
Эта картина и её близнец, написанный на соседней улице - единственные патриотические высказывания художника.
Почему художник вдруг решил высказаться? Для этого нужно понимать, что происходило в Париже на Всемирной выставке 1878 года. Прошло 7 лет после другой войны, франко-прусской - войны, ставшей огромным национальным бедствием и позором для французов; войны, загнавшей страну в глубокий кризис и унесшей жизни сотен тысяч людей. И вот Франция оплакала потери и начала оживать. Правительство объявляет о выставке сельскохозяйственных и промышленных товаров и произведений искусства. Это была выставка, для которой построили огромный дворец с концертным залом и вокзалами, уникальными водопроводами и лифтами, и снабдили все прилегающие бульвары электрическими лампами. Это та самая выставка, на которой продемонстрировали голову Статуи Свободы, представили восхищённым зрителям швейные машинки Зингер, фонограф, телефон и пишущую машинку. В Париже устроили военный парад, играли 22 оркестра, трёхцветные флаги были в каждом окне.
И, конечно, это буйство красного, белого и синего привлекло внимание Моне. Это три цвета заливали улицу шумной, яркой волной надежды.
Когда смотришь на картину в первый раз, даже не возникает сомнения, что перед глазами сотня таких флагов. Но оказывается, если присмотреться, это даже не флаги, это мазки ключевых цветов, которые только благодаря особенностям зрения смотрящего складываются в нужную картинку.
16.
17. Тополя на Эпте, 1891 г.
Эта картина писалась как раз с той плавучей студии.
18. Стог сена в Живерни, 1886 г.
Здесь передан момент изменения погоды - светлеющий горизонт в пасмурный ветренный день.
Картина написана характерными для этого периода мелкими мазками, создающими эффект переливающегося колорита.
19. Ещё много потрясающих работ, выполненных в той же технике.
20. Сад художника в Ветёе, 1880 г.
Цветы в Ветёе, 1881 г.
Девушка в саду Живерни, 1888 г.
21. Подсолнухи, 1880 г.
Картина была написана в то время, когда Моне нашёл свой неповторимый стиль в искусстве.
22. «Кувшинки» - цикл приблизительно из 250 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, выполненных в технике масляной живописи. Картины, изображающие кувшинки различных цветов усадьбы Моне в Живерни, составляли главный предмет творческих усилий художника в последние тридцать лет его жизни. Художник создал пруд в японском стиле, сам занимался организацией и дизайном сада, создав мостик и украсив поверхность пруда кувшинками и лилиями, заботливо подбирая и высаживая семена, как местные, так и из других стран: Южной Америки и Египта.
В «водном» зале с кувшинками.
23. Водяные лилии, 1907 г.
24. Серия этих работ уникальна тем, что Моне создавал их исключительно из водного пространства, как бы вырезанного из поверхности пруда, без горизонта, ватерлинии и без неба - элементов, которые изначально считаются неотъемлемой частью пейзажной живописи.
Моне построил студию со стеклянными стенами на краю сада и установил мольберт на колёсиках, который мог спокойно катать по комнате. Там он создавал живопись за рисованием меняющихся образов пруда, его водяных лилий и отражающегося света во все часы утра, дня и вечера. Ранее в работы включались изображения ив на берегу, горбатого моста и вечернего неба, но после он заполнил всю поверхность работы изображением пруда, создавая у зрителя сильное впечатление стоящего в центре пруда.
25. И квинтэссенция выставки - Водяные лилии, 1904 г.
Совершенно невероятная картина. Начинаешь в неё вглядываться и осознаёшь, что она бездонна. Чем дольше смотришь, тем больше деталей на ней вырисовывается. Смотреть, конечно, надо издалека. Она как стерео картинка, что-то фантастическое!
Это была малая часть работ, особенно понравившихся.
26. Ну и мы, окультурившиеся и довольные.
Привет!
(фото для друзей)