Из работы Т.Ю. Смирновой (см пост ниже):
В первые годы перестройки возникло ложное, несоответствующее русской культуре, отношение к школе, как к некоему «исполнителю заказа», от которого требуется давать знания, максимально свободные от какой бы то ни было идеологии.
Причина этого явления объяснима. Но время показало, что такой подход приводит только к отрицательным результатам. Надо понять, что нет знаний вне идей, нельзя выучить, не воспитывая, а знания без должного воспитания могут стать страшным оружием в руках беспринципного человека.
Для того, чтобы начать разговор о воспитании, позволим себе небольшое идейно-философское вступление: прежде, чем рассуждать о том, как мы воспитываем, стоит уточнить, на какой системе ценностей строить воспитательный процесс. Без этого фундамента все теряет прочность и смысл.
Приходит такой момент в жизни почти каждого, погруженного в обыденность человека, когда он видит бесполезность своих усилий, бесполезность жизни, ищет путь и не верит, что он есть, что есть перспектива. Самое большое счастье в этот момент встретить человека, который покажет этот путь, и не словом, а примером собственной жизни.
Через человека, может, самого немощного и грешного, но человека не сиротливого, имеющего Отца и Мать - через него происходит встреча с ИСТИНОЙ. В таком состоянии мне видится сейчас наше общество и народ - поиграв в свободу, Европу, рынок и другие подобные «игрушки», человек ощутил себя одиноким и несчастным, а страну свою - униженной и кем-то загнанной в тупик.
Что сейчас нужно людям? Законы? Деньги?
Больше всего сейчас нужен - человек, пример, наглядный пример того, что можно жить радостно и иметь удовлетворение от своего труда.
Таким образом, прежде, чем начать разговор о формах воспитательной работы уточним, что основой воспитательного процесса является личность педагога, а главной формой воспитательного воздействия - воспитание личным примером.
Общество мечется от одной идеологии и системы ценностей к другой, семьи, дети, педагоги вместе с ним блуждают в сумерках нерешенных вопросов. Педагоги и родители хотят дать детям знания, но очень часто дети просто не имеют желания учиться, они больны безволием, зависимы от компьютеров, агрессивны и при этом апатичны. А зачастую ребенок не хочет не только учиться, но и вообще делать какие-либо усилия. Так что первой задачей образования становится решение ранее очень редкой педагогической проблемы - возвращения детям здоровой любознательности и тяги к образованию, того, что мы именуем мотивацией.
А на чем должна строиться мотивация к знаниям? В Советское время мы говорили пионерам о долге перед Родиной и других гражданских обязанностях. Теперь мы выдвинули более современный, «буржуазный» тезис: учиться надо потому, что образование - условие успешности. Под «успешностью» же понимается материальное преуспевание и только. Надо сказать, что именно эта идеология вызвала в 60-х бунты хиппи на Западе и вызывает отторжение у современного мало-мальски «неформально» устроенного ребенка. Так что всех замотивировать «успешностью» не удастся, это подсказывает мировой опыт.
В том же случае, когда послушный ученик принимает этот критерий и начинает строить на нем свою жизнь и деятельность, вдруг оказывается, что в результате он теряет способность к самостоятельному, творческому мышлению. Дело, видимо, в том, что чрезмерная прагматичность, нацеленность на успех и зримый результат лишает человека живых соков ума и таланта - здоровой любознательности, дерзновения в мыслях, живой игры ума и творческой интуиции.
Отсюда:
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=49