Павел Парфентьев, глава из книги «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату»:
Говоря о семейном образовании, мы не можем не сказать несколько слов и о дошкольном образовании в детских садах в сравнении с семейным воспитанием детей дошкольного возраста. Согласно распространенному мнению, дети в детских садах лучше развиваются и готовятся к школе, поскольку ими занимаются специалисты. Родителям, которые делают выбор между детским садиком и домашним воспитанием ребенка, мы советуем обратить внимание на целый ряд фактов.
Многие родители в России предпочитают не отдавать ребенка в детские сады:
• Часто говорят о том, что в России не хватает детских садов. Это, конечно, верно: по статистическим данным (статистический сборник «Дети в России. 2009», изданный ЮНИСЕФ и Федеральной службой государственной статистики) на 2008 год в России было охвачено детскими садами 59% детей дошкольного возраста. Однако следует заметить, что в очереди на место в детском саду было лишь 19,8% детей. Вместе с тем, не обучались в детских садах и не числились в очереди 21,2% детей . Таким образом, существенная часть российских семей пользуется правом давать дошкольникам воспитание и образование в семье - это родители 1/5 части всех российских детей дошкольного возраста.
• По данным опросов общественного мнения, 14% взрослых россиян считают, что детей лучше не отдавать в детские сады. Среди жителей Москвы этот показатель еще выше - 27% .
Проведенные в зарубежных странах исследования показывают, что раннее образование детей не дает позитивного результата в образовательном процессе в долговременной перспективе:
• Так, проведенное в 2007 г. в Европе объемное исследование, охватившее около 35000 детей, показывает, что образование на ранней стадии не оказывает влияния на уровень развития детей, поступающих в начальную школу .
• Другое исследование показывает, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, социальные навыки развиваются хуже, чем у детей, воспитывающихся в домашних условиях .
• Американские исследователи установили, что положительные эффекты раннего обучения кратковременны и исчезают ко второму-третьему классу школы .
• Согласно выводам других исследователей, дети, обучающиеся в детских садах, показывают статистически значимое превосходство в учебных успехах по сравнению со сверстниками, не посещавшими детского сада, в третьем классе школы. Однако, к пятому классу какая-либо разница между их учебными успехами исчезает полностью (таким образом, образовательный эффект детского сада является кратковременным и не влияет на результаты образовательного процесса в целом) .
• Наконец, весьма серьезные исследования в области детского развития показывают, что существует связь между поведенческими проблемами и посещением дошкольных учреждений: чем больше времени проводил ребенок в детском саду, тем больше была вероятность демонстрации им поведенческих проблем в старшем возрасте (при обучении в шестом классе средней школы) .
Все эти факты - серьезный аргумент в пользу того, чтобы, по возможности, не отдавать детей в детский сад, воспитывая и обучая дошкольников в семье. Каждая семья должна, разумеется, самостоятельно принимать взвешенное решение в этом отношении. Однако, думается, делая столь важный выбор, не следует обходить вниманием приведенные нами красноречивые данные.