Беседы: дошкольное детство в семье №6 (Развивающая игрушка: какая она?)

Sep 12, 2011 04:24

lenuto пишет:

Существование развивающей среды для ребенка невозможно без игрушек. И отсюда вытекает наш следующий вопрос:

Что такое развивающая игрушка и нужна ли она детям? Какие игрушки Вы предпочитаете покупать ребенку?

Спасибо за вашу активность!

Обсуждение на форуме

Развивающая игрушка, что же это такое?

Немного ранее мы
обсуждали, насколько важна для развития ребенка свободная игра -
спонтанная, не контролируемая взрослыми, легко меняющая свое русло.
Такая игра - сама по себе творчество в чистом виде. Начинается она с
предметно-манипулятивной деятельности у малышей, когда они по своему
желанию вступают в различные взаимодействия с предметами, и продолжается
в виде сюжетно-ролевой игры, которая постепенно появляется у детей
после 3 лет.

Таким образом, истинно развивающими могут называться только те игрушки, которые используются ребенком во время свободной игры.

Оказывается, в настоящее время довольно часто происходит путаница
понятий «развивающей» и «обучающей», или «дидактической» игрушки.

Именно к дидактическим игрушкам относятся все те предметы, которые
предлагают ребенку посчитать, рассортировать, изучить какие-либо
понятия. Как правило, такие игрушки выглядят очень привлекательно для
родителей, потому что создают иллюзию того, что стоит приобрести эту
вещь - и этого будет достаточно для того, чтобы ребенок начал считать,
называть цвета, различать формы и т.д.

Однако, сложносочиненные
игрушки, хотя и могут занять ребенка не некоторое время, на деле же
оказываются гораздо менее эффективны, нежели их бытовые аналоги. Считать
ступеньки, поднимаясь по лесенке, полезней, чем играть со счетными
палочками; сравнивать размеры и форму предметов интереснее во время
нарезки овощей перед обедом; узнавать цвета легче, разглядывая реальные
предметы, а не набор кубиков.

На самом деле, ребенку нужна
не сама игрушка, а предмет, который можно легко и просто, при помощи
одной лишь фантазии, обратить в любую недостающую для игры вещь.

Если же дети обладают лишь теми игрушками, которые не предоставляют
простора для их фантазии, это значительно тормозит их развитие,
притупляет чувства, не дает работать мозгу.

Елена Новикова (Кандидат педагогических наук, детский психолог) выделяет такие признаки по-настоящему развивающей игрушки:

«1. Это игрушка практически для ЛЮБОГО ВОЗРАСТА. Ребенок может играть с ней и в год, и в семь лет.

2. НЕТ единственно ПРАВИЛЬНОГО варианта использования такой игрушки, правила ограничиваются только фантазией ребенка.

3. Результат игры зависит ТОЛЬКО от ребенка».

Так что же это за игрушки такие универсальные? Обратившись к истории игрушек, мы можем найти в различных источниках термин «изначальной» игрушки -
это базовые типы игрушек, существующие во всех культурах в различные
времена. Меняются лишь второстепенные их свойства, суть же остается
неизменной из века в век. Именно эти, проверенные временем, игрушки
можно считать основой для успешного развития ребенка.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки - трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;
б) двигательные игрушки - волчок, мяч, змей, бильбоке и т.д;
в) оружие - лук, стрелы, бумеранги, мечи, пистолеты;
г) образные игрушки - изображения животных, куклы.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Именно эти предметы должны быть приоритетны при выборе для ребенка его
первых игрушек. Разумеется, подросшему дошкольнику не обойтись без
велосипеда или самоката, настольных игр и паззлов, конструкторов и
музыкальных инструментов. Однако, следует помнить о важности именно
свободной игры и простых, но действительно необходимых ребенку игрушек,
как те, в которые играли наши прародители много лет назад.

О том, как выбрать в магазине подходящую игрушку, я писала здесь.

Стоит отдельно выделить так называемые природные игрушки.

Естественно, ребенок должен иметь возможность проводить много времени
на свежем воздухе, и не просто на одной и той же засыпанной песком и
закованной в асфальт площадке, но и в более зеленых уголках, парках,
лесах. Родителям стоит всячески поощрять игру ребенка с природными
материалами, будь то камушки, палочки, семена, перышки, листочки и т.п.

Все эти предметы представляют неограниченный простор для творчества, а
также с легкостью заменяют абсолютно любые вещи во время игры: камушки
становятся денежками, листочки - кулинарными шедеврами, палки - оружием,
прутик - карандашом, и этот список можно продолжать до бесконечности.
Вот где истинные просторы для свободной игры! Не стоит препятствовать
тому, чтобы дети брали домой с улицы то, что представляется им нужным и
ценным, достаточно грамотно подготовиться к этому, захватив с собой
коробочку для «сокровищ», которые будут торжественно взяты с собой,
обыграны и впоследствии заменены новыми, найденными на следующий день.

Также среди игрушек маленького ребенка обязательно должны присутствовать бытовые предметы.
Точнее сказать даже так: следует позволить ребенку принимать участие во
всех обыденных делах, обучая его правильно пользоваться теми или иными
предметами домашнего обихода и техникой, что само по себе гораздо
увлекательнее и ценнее, чем игра с их искусственными аналогами.

В этом подходе масса плюсов, начиная с существенной экономии (не
придется покупать дочке игрушечную кухню или кучу бытовой техники, а
сыну пластмассовые инструменты), и заканчивая огромной важностью для
маленького человека именно совместной деятельности с родителями,
ощущения причастности к важным делам, признания его самостоятельности и
удовлетворения от принесенной пользы для всей семьи.

воспитание/обучение, тренинг, город ЛЮБящих мам

Previous post Next post
Up