Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

May 15, 2013 21:29

Итак, пару дней назад я анализировала кинематографические воплощения красавицы Элен Безуховой, героини "Войны и мира". А там, где речь зашла об Элен, просто невозможно остановиться и не продолжить говорить о... Конечно же, о Наташе Ростовой. Поэтому сегодня обратимся к образу и стилю этого персонажа, тем более что девушка - едва ли не любимая героиня самого Толстого.
Итак, три главных Наташи - Одри, Людмила и Клеменс. Как и в прошлый раз, попробуем разобраться, чего хотели добиться создатели фильма, выбирая на столь знаковую роль каждую из актрис. И насколько созвучен образ каждой с образом первичной Наташи.
Для всех, кто читал давно и успел запамятовать, напомню, какой видится Наташа Р. самому автору и из каких черт складывался её типаж и образ:

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...На первый взгляд, такое описание на накладывает особых ограничений. Однако...
Создатели всех версий столкнулись с серьезной проблемой - за время действия романа Наташа превращается из тринадцатилетней девочки в двадцативосьмилетнюю замужнюю даму. При этому брать нескольких актрис было бы сложно, т.к. в каждом своем возрасте Наташа не эпизодический персонаж, а выбрать актрис одновременно похожих и внешностью и манерой игры становися весьма непросто. Поэтому играть Ростову-младшую должна была актриса, выглядящая убедительно в каждой из ипостасей.
Для версии 56-го выбрана была Одри Хепберн, для советской версии 67-го - Людмила Савельева. Актрисы - внешне очень между собой похожие. Обе принадлежащие к типажу Gamine, но с той разницей, что Хепберн - скорее классический Gamine, в то время как Савельева - Gamine мягкий (Soft Gamine)*:



*классификация по системе Кибби

Выбор актрисы именно gamin-ного типажа в обоих случаях понятен, т.к. именно девушкам этой "породы" свойственна моложавость, сохраняющаяся и в более зрелом возрасте. Таким образом обе они могли вполне достоверно изображать юную Наташу, не вызывая у зрителя ощущения, что девушка выдалась несколько "великовозрастная":




Не уверена, что сам Толстой задумывал свою Наташу именно Gamine - в описываемых им чертах можно уловить намек на драматичность типажа - и в высоком контрасте её колорита (по цветотипу Наташа - однозначно Зима), и в некоторой непропорциональности её черт (тот же "большой" рот), и в ранних изображениях героини:



Однако, одним из её главных качеств - внешних и внутренних несомненно была её живость, подвижность, даже некоторая "звонкость". И типаж Gamine отлично это качество обеспечивает.




Два эти образа отлично передают эту "звонкость", "хрустящесть" наташиного образа - посмотрите как на маленькую шляпку с лихо заломленными полями в образе Одри и на приподнятый ворот  пальто, так и на ворот рубашки в образе Наташи-Савельевой. Все детали одновременно маленькие и изящные (маленькая шляпка, не слишком объемный ворот, маленькие уголки рубашки), но есть в них какая-то лихость. Интересно, что Людмиле Савельевой добавили еще и высокий контраст наряда - она мягкий Gamine, её черты более округлые, поэтому звонкость, лихость, сорванцовость передается в её образе чуть меньше, а яркие и контраснтые вещи этому помогают.
Для сравнения - та же Анита Экберг (Элен Безухова в постановке 56-го), чья внешность - скороее всего Драматический типаж и её белая рубашка и поднятый ворот. Здесь крупные губы и кошачьи глаза, и крупная бижутерия - и впечатление от схожего приема получается совсем иное:


И еще одно интересное наблюдение из контекстов костюма:



Здесь Gamine-ная Одри и более драманичная Вивьен Ли. С одной стороны в их чертах можно уловить некое сходство, с другой - разная геометрия черт => разная энергетика внешности => разное оформление почти одного и того же наряда. Посмотрите, насколько у Одри все уведено в сторону детского/юного платья и шляпки, в то время как у Вивьен все драматизировано.Но вернемся к Наташе...
На момент съемок фильма Одри Хепберн было 27, и хотя её типаж и стройность создавали правдоподобный образ юной Наташи, художники по костюмам старательно этому способствовали, добаляя в её наряды элементы непорочности, невинности. Трогательные воротнички, рукава-фонарики - элементы, встречающиеся у нарядов девочек, чем-то напоминающих школьную форму:






У Людмилы Савельевой мы тоже видим те же "фонарики", но она, во-первых, на момент съемок была моложе, а во-вторых, она скорее мягкий Gamine (Soft Gamine), поэтому ей эта "девачковость" удается чуть проще, не требую столь откровенной поддержки в костюме:


И это, пожалуй, едва ли не единственный типаж, на ком столь естественно выглядят оборки и рюши:


Третью Наташу я оставила на десерт - её в 2007-ом воплощала французская актриса Клеменс Поэзи, вызвам шквал возмущения: "Наташа? Не брюнетка?"


Нет, вопреки описанию Толстого, эта Наташа светловолоса. Наверное, так интернациональные создатели пытались подчеркнуть её "русскость", хотя сам Толстой не раз намекал, что русскость Наташи Ростовой как раз не во внешности, а в её душе - все эти лихие деревенские танцы, задор, близость к простому люду и проч.
Нет в этой Наташи и лихости, и задора. И типаж её вовсе не Gamine, но скорее Романтический - мягкий, нежный, пастельный.


Что поддерживается её костюмами:







*это второй редкий типаж, которому абсолютно позволительны романтические рюши

Ну и меха для пущей "русскости", чего уж там :)


И здесь я попробую если не оправдать, то понять такой образ Наташи. На мой взгляд причина в том, что в 2007 снимали скорее не роман-эпопею о войне, но любовную историю. И главным в этой Наташе были её романтические переживания и чувства. А какой типаж внешности так удачен для этого, если не Романтический?

А напоследок я все-таки вернусь на секунду к Элен ввиду некоторых комментариев к посту прошлому. Многие из вас написали, что воплощение Элен-Скобцевой сильно хромало из-за слишком зрелого возраста актрисы. Утверждение, не лишенное правды. Однако, размышляя об этому, и оставив в стороне тот факт, что Скобцева - жена режиссера, я все же попыталась найти этому объяснение.
Вспомним трудности, с которыми столкнулись создатели, выбирая Наташу - она должна была бы быть убедительной и в качестве совсем юной девушки. Так вот, выбор более взрослой и зрелой на вид Элен (и в случае с Экберг, и в случае со Скобцевой) мог бы быть от части кинематографическим приемом - дабы героиня Наташи Ростовой (тоже в обоих случаях изображаемая не 15-ти и не 18-ти летней) выглядела не её фоне еще моложе и свежее. Вот здесь, если был такой прием, он удался:


Но здесь как-то естественно, без натужности:


И это уж совсем для размышления и следующего раза. Почему я немного сомневаюсь в том, что Толстой задумывал свою Наташу Ростову как Gamine. В самом конце романа он представляет нам Наташу матерью 4-х детей, описывая её как
“сильная, красивая и плодовитая самка”, "широкая мать", "мыслящая не умом, но всем существом своим, плотью".
Так вот, сомнения мои от того, что настоящие девушки-Gamine обычно так не взрослеют, но сохраняют свою моложавость и "звонкость" до весьма солидного возраста...
У меня на сегодня все.

П.С.
На всякий случай напоминаю, что до пятницы у вас еще есть время принять участие в розыгрыше.
Всем удачи!

типажи, tv-lishious, стиль

Previous post Next post
Up