Одна из увлекательных граней моей работы связана с тем посылом, который транслирует окружающим внешний вид человека и в частности его одежда. Вот почему мне трудно остаться равнодушной каждый раз, когда удается наблюдать содержательные «монологи», наиболее интересные из которых обычно произносят костюмы с голубого экрана.
Так, обычно о разных цветах контексте одежды разговор заводится в связи с вопросами цветотипирования и цветотипов. Тема несомненно увлекательная и полезная, но, как показал на днях один просмотренный «монолог» (фильм «Искупление» (2007)), далеко не единственная. И сегодня мне бы хотелось тот самый другой аспект, подсказанный увиденным на экране.
Художники по костюмам фильма «Искупление»/«Atonement» не зря номинировались на «Оскар», ибо при помощи созданных ими нарядов эту историю разбитой любви удалось сделать еще более трогательной и многогранной.
Для тех, кто фильм [еще] не видел. «Искупление» - история о том, как безответственные слова и поступки одной девочки способны разрушить реальные жизни других людей. Брайони - 13-летняя девочка из богатой английской семьи тайно влюблена во взрослого сына прислуги, естественно не отвечающего ей взаимностью. Он (Робби) влюблен в её старшую сестру Сесилию, испытывающую схожие чувства. О том, как мог бы сложиться их роман, мы не узнаем, ибо в одну роковую ночь в родовом поместье гость семьи и миллионер изнасиловал 15-летнюю кузину Брайони - Лолу. Но о том, кто есть настоящий насильник тоже никто не узнает, ибо единственная свидетельница, Брайони, обвинила в содеянном Робби. А дальше тюрьма - война - трагичный финал и, как предполагает название, искупление. По крайней мере попытка оного.
А теперь посмотрим, как отразилась эта история в костюмах и их оттенках.
Сестер Брайони и Сесилию зритель впервые встречает в расслабленной домашней обстановке, где ничто не предвещает готовую разыгараться над их головами драму. Об этом говорят и их наряды в спокойных пастельных тонах.
Если присмотреться к наряду Сесилии, то можно заметить, что юбка вестьма схожа с кухонным передником. А цветы на воздушной блузке перекликающиеся с букетом в её руках, символизируют в какой-то мере и саму Сесилию как цветок. Что [на мой взгляд] не случайно, т.к. Робби зритель впервые увидит везущим садовничью тележку по поместью, что и подсказывает грядущую связь «цветка» и «садовника».
В следующий раз мы увидим Сесилию в струящемся вечернем платье зеленого цвета, породившем целую череду последовательниц, особенно на школьных балах 2007 года.
Т.к. действие фильма происходит в 30-х, Маленькое Черное Платье еще не успело объявить монополь. И все же выбор именно этого цвета не тривиален. Я вижу здесь несколько граней.
С одной стороны зеленый - цвет надежды, цвет молодых ростков. Именно это символизирует платье для самой Сесилии и Робби - рождение их любви. Тогда почему платье не сделали красным - цвета любви и страсти? А потому, что с другой стороны, зеленый - цвет зависти, что и символизирует платье для...Брайони.
Застав сестру с Робби в весьма недвусмысленной ситуации, Брайони вслух убеждает себя, что речь здесь о насилии. Но интуитивно она точно чувствует, что это не так. И платье сестры цвета её зависти подсказывает, что последующие действия Брайони можно принять за честную ошибку лишь на первый взгляд. На самом же деле так маленькая 13-летняя девочка мстила за свое разбитое сердце.
Интересным эпизодом развернувшейся в поместье трагедии мелькнули наряды кузины Лолы.
Девочка-подросток стала жертвой насилия взрослого мужчины, познакомившегося с ней несколькими часами раньше. А розовый цвет обоих её нарядов - дневного и вечернего, призваны выступать как сигнал: Лола может имитировать повадки взрослой женщины, жеманничать и кокетничать сколько угодно, но в жизни она все еще ребенок. И видеть в ней женщину может лишь воспаленное воображение.
В следующий раз мы встретим Сесилию 4 года спустя - Вторая Мировая в разгаре и Робби из тюрьмы призван в рядовые. На свидании с ним Сесилия одета в синий цвет - цвет доверия и ответсвтенности. Что говорит её наряд зрителю и самому Робби? «Я верю в твою невиновность, я доверяю и буду доверять тебе».
И еще один интересный кадр - Сесилия, отправляющая Робби письмо на фронт. В этом письме - её надежда. Как и в цветах её наряда - зеленая рубашка, пробивающаяся, как трава из-под серого пальто.
Но в этом же кадре почтовый ящик красного цвета, что перекликается со следующим - алый еще и цвет войны и крови, что и символизирует для Сесилии и Робби грядущий рок:
И наконец Брайони. Её мы видим в трех фазах жизни. И что интересно, её наряд и общий облик практически не меняются. Она все также одета в нежных светлых тонах, демонстрируя, что для окружающих она ничем не запятнана, ни в чем не виновна:
И лишь в один момент мы увидим, какой видели Брайони она сама и те, кто пострадал от её поступков.
Втроем они поставили на ней крест, в буквальном смыле, для всех троих она облита кровью:
И еще один вывод (не мой), с которым я столкнулась, листая критику к фильму: схожесть нарядов Брайони во всех возрастах указывает еще и на то, что всю свою жизнь она прожила под знаком одной роковой ночи - лишь эти события будут занимать её до конца дней, поэтому Брайони 75-ти лет это все та же Брайони, что и была в 13-ть.
На сегодня все. Stay tuned for the next one...