Как и в жизни, на съемочной площадке стиль и одежда бывает прямым продолжением образа того или иного героя. Но в отличие от жизни, заэкранная реальность нередко рисует такую связь более четкими и уверенными штрихами. Поэтому тщательно продуманные костюмы были и остаются для меня поставщиками идей и пищи для [постов]-размышлений. Так что сегодня я с удовольствием возвращаюсь к этой теме.
На протяжении обоих сезонов Boardwalk Empire ("Подпольная Империя") Анжела была одной из самых привлекательных и интересных героинь. В том числе и с точки зрения стиля. Богемная, тонкая, чувственная, необычная, всегда грустная и совсем немного невростеничная. Из эпизода в эпизод Анжела производила на меня впечатление женщины не на своем месте. Именно это предполагал сценарий - птица свободного полета, запутавшаяся в паутине "семейных обстоятельств". И именно это из эпизода в эпизод подчеркивали её наряды. Поэтому её образы я всегда рассматривала с особой тщательностью.
Начнем со стартовой прямой - исходных данных актрисы:
Здесь, еще больше чем вопрос цветотипа (интересный в данном случае сам по себе), меня заинтересовал вопрос типажа актрисы. Её внешность одновременно контрастная и яркая, драматичная, но с другой стороны не лишена мягкости, утонченности. И эти, порой противоположные качества художникам удавалось регулировать - усиливать или затушевать при помощи верно подобранного костюма.
Именно по этой причине стилисты меняют героине прическу по мере революции её характера. Все начинается с крупных и пышных кудрей, символизирующих свободный дух, необычность, богемность (ибо не зря согласно многим традициям длинные распущенные/не заплетенные волосы являются во многих культурах главным "аксессуаром" незамужних =[свободных] девушек) . Именно об этом настойчиво сигнализирует в первых эпизодах густая и кудрявая копна:
Важно, что при подобной внешности это не смотрится неопрятно, неухоженно. Яркие и выразительные черты лица в совокупности с достаточно высокой цветовой контрастностью сообщают внешности определенный заряд драматизма. Такую внешность вполне можно охарактеризовать как итальянский типаж - в этом лице оживают традиционные представления о знойных сицилийках. А какая сицилийка может обойтить без драмы и порядочной порции "mama mia"?! Вот почему такие "драматические" элементы: большие волосы, хорошо очерченные брови, достаточно яркий макияж уместны в образе и не смотрятся чужеродно. Они усиливают сицилийскую энергетику, добавляют образу драмы.
Будь на месте Анжелы девушка светлой славянской внешности, такие кудри "зарядили" бы её образ совсем по-другому: нежность, невинность, неопытность. А с другой стороны внешность этой актрисы европейская - без экзотики, без восточного колорита. Поэтому на ней подобные "драматические" приемы работают. Здесь это демонстрирует необычность, яркость, богемность, и совсем не "дешевизну", провинциальность или вульгарность А вот экзотическая внешность, особенно средне-восточная, более яркая и драматическая сама по себе и потому часто требует более лаконичного "оформления".
И с другой стороны, по мере того, как меняется героиня, меняется и её прическа:
Здесь Анжела выглядит мягче, конвенциональнее для окружеющего её общества. Но тот же элемент драмы во внешности и достаточно высоко контрастный колорит не позволяют ей скатиться в заурядность. Опять же, лицо с менее выразительными чертами лица и при низком контрасте могло бы от подобной простоты проиграть, скатившисть в сторону далеких русских губерний.
Второй интересный прием, используемый стилистами - игра с фактурами. По сценарию, большую часть первого сезона Анжела не богата, поэтому её гардероб (а вместе с ним и стилисты) ограничен. Поэтому на первый план выходят не фасоны и стилевые направления (они в то время были ограничены не только достатком женщины, но и более жесткими рамками этикета и моды), а цвета и фактуры.
Здесь уместно упомянуть такое качество внешности ка "гладкость". Для себя я пока не нашла лучшего слова, но данный термин довольно точно описывает это. Гладкая внешность наиболее гармонично смотрится в соответствующей раме: гладких тканях, простых линиях силуэта, очень часто даже кудрявые волосы смотрятся на такой внешности искусственно (Анжела как раз исключение, т.е. не 100%-но гладкий типаж).
И в зависимости от того, наскольно сильна эта составляющая, настолько сильной будет реакция внешности на правильные и неправильные фактуры. Например, для того, чтобы смотреться органично в атласе или лаковой коже, внешность должна иметь очень сильную гладкую составляющую. Весьма любопытна ситуация с кружевом. Так, обладательницы гладкой внешности могут носить кружево, если оно будет гладким - не вязаным, не макраме, и не простроченным:
А вот в сильно текстурированных, "шершавых" и "гранулированных" фактурах обладательница гладкого типажа будет выглядеть неудачно. Что активно используют стилисты для образа Анжелы, когда требуется подчеркнуть, насколько она ощущает себя не на своем месте:
Уберите "шершавой" фактуры берет (или замените на однотонный и гладкий), и образ заиграет по-другому - станет более утонченным.
Или здесь:
Снимите все тот же берет и крупновязанную шаль, и вы получите элегантную женщину. Кстати, обратите внимание на следующий прием: ботинки ребенка и шаль + берет Анжелы сочетаются и перекликаются по стилю и цвету. Это демонстрирует нам связывающую нить: ребенок это единственная причина, почему героиня изначально согласилась на роль жены и матери, а не свободной художницы. Это её "сеть". К слову, сама шаль здесь невероятно похожа на сеть, не правда ли?