Продолжая традицию "Костюмных Понедельников", сегодня я снова объединяю её с путешествием и посвящаю этот пост еще одному необыкновенному фильму о Вьетнаме. Одобренный в свое время критиками, но не особенно популярный в современном прокате "Аромат зеленой папайи" (1993) похож на воплощение романтичной (и немного наивной) поэмы на экране. Диалоги героев поместятся, пожалуй, на один лист, и вместе с тем каждая сцена подобна стихотворной строфе, где вместо слов - звуки, цвета, детали интерьера и, конечно же, костюмы героев...
"Аромат зеленой папайи" - история Муи, девочки из бедной семьи, служанки в доме состоятельной семьи в Сайгоне 50х. А западный зритель, досмотревший фильм до конца, может весьма справедливо назвать его вьетнамской версией "Золушки" (*на это даже есть несколько довольно прямых костюмных аллюзий на протяжении фильма, если будете смотреть - попробуйте найти их).
Жизнь Муи - круги на воде, циклична как восхищающая её живая тропическая природа, и её наряды-костюмы отражение этому: мотив повторяются, замыкая очередной круг, после чего появляется новый мотив, отмечая начало нового цикла. В темно-зеленой рабочей одежде маленькая Муи приходит в дом своих новых хозяев, в темно-зеленой рабочей одежде покидает его через десять лет, завершая этот круг, один жизненный этап и готовая к новому.
Жизнь девочки Муи в её первой семье - калейдоскоп картинок вьетнамского быта живописных и вместе с тем простых своей повседневностью. Здесь мало слов, фокус - на повторяющихся действиях героев, атрибутах интерьера и костюмах, которые на примере одной семьи раскрывают зрителю традиции, особенности социальных и гендерных ролей вьетнамского общества.
Здесь четкое разделение на господ - мужчин, одетых с светлые отутюженные сорочки, и слуг - женщин в традиционной темной одежде.
При этом хозяйка дома и мать этой состоятельной семьи тоже одета в темные "рабочие" тона, что визуально объединяет её со служанками, а не с мужчинами в доме, которых она сама также обслуживает и обеспечивает, как предписывает традиционная "женская доля":
Возможно, поэтому ей так просто увидеть в главной героине замену своей умершей дочери (ни у кого из мальчиков/мужчин в доме не возникает даже мысли, что служанку можно видеть как часть семьи). Эту связь между хозяйкой и служанкой художники по костюмам подчеркивают похожестью цветов их костюмов:
Так завершается первый круг (и первая часть фильма) - главная героиня покидает свою хозяйку и её дом и, превратившаяся из девочки в девушку, отправляется в новый дом к новому хозяину. Взросление и начало нового этапа знаменует и новый мотив в её одежде. Будучи неопытной девочкой, она носила зеленый цвет и подчинялась старшей и более опытной служанке. А теперь она сама имеет достаточно опыта и сменила зеленый на "зрелый" фиолетовый:
1) Муи - в зеленом костюме, симолизирующем неопытность,
а её наставница - в фиолетовом, символизирующем опыт и зрелость:
2) повзрослевшая героиня, сменившая зеленый на "опытный" фиолетовый:
И вместе с этим, есть в жизни героини есть и другой незамкнутый круг - её влюбленность. Детская влюбленность, когда Муи впервые увидела своего нового хозяина в качестве гостя, прислуживая ему за столом, теперь она оказалась в его доме и её любовь снова горит, находя отражение и в нарядах. Смотрите, как детский наряд повторяется через десять лет:
У влюбленной героини, правда, оказывается соперница - девушка из состоятельной семьи, образованная, раскрепощенная, что отражено в её нарядах ярких живых цветов, из дорогих материалов, чаще европейского кроя, нежели традиционно вьетнамского:
В традиционном вьетнамском наряде мы видим её один раз. Очевидно, попытка девушки показать своему жениху, что она - идеальная пара для него, сочетающая традиции и современность в роскошном традиционном Ao Dai из голубого шелка:
*не забудьте обратить внимание и на обручальное кольцо -
найдете там и символизм, и то, что тренд цветных камней в обручальных кольцах мог бы начаться задолго до Кейт Миддлтон
Однако богатой и либеральной невесте все-такие придется уступить место молчаливой и кроткой Муи. Для которой в этот момент начинается новый жизненный круг. Она, как цветок, распускается и расцветает, получив заветную любовь:
И вместе с этим влюбленный без пяти минут жених учит героиню грамоте, отмечая, смену личного и социального статуса, что находит отражение в костюмах обоих героев - их костюмы сначало "обратное отражение" друг друга, а позже зритель видит героиню в белой блузке - она [хотя бы отчасти] поравнялась со своим возлюбленным:
И наконец кульминацией "Аромата зеленой папайи" становится следующий кадр и костюм, закрывающий для героини еще один жизненный круг:
Зеленая папайя созрела и пожелтела. Девочка превратилась в женщину. Служанка стала хозяйкой, Золушка - королевой. На этой ароматной ноте сегодня откланиваюсь, оставляя вам поиск дополнительных символов и костюмных "ключей" этого фильма, если найдете - поделитесь в комментариях!
И если вам понравился этот разбор, не забудьте поделиться этим постом со своими читателями и друзьями - в своем блоге и/или в других соц.сетях и сообществах: Фейсбук, ВКонтакте и проч. Будет здорово, если отличную работу художников по костюмам, а также мой труд смогут оценить и другие - я буду благодарна!