"Безумство" по понедельникам: Once you go black...

Jul 08, 2014 01:16

Всех с очередным понедельником! Надеюсь, что для вас начало недели такое же солнечно-летнее, каким оказался этот крымский понедельник для меня. И сбои интернета здесь компенсируются ароматом такой редкой в Амстердаме черной смородины. Что и заряжает мотивацией продолжать наши "безумные" выпуски несмотря на переодический интернет-сбои. Тем более, что сегодняшний выпуск не совсем обычный, а точнее, в отличие от предыдущих, чуть более темного, шоколадного оттенка...

Так, одним из наиболее частых критических замечаний, направленных  в свое время в адрес создателей Mad Men, было почти полное невнимание к афро-американскому сегменту. Замечание, в принципе, легитимное, особенно если относиться к "Безумцам" как к своеобразному зеркалу тех социальных процессов, которые переживало американское общесто в то время. Однако в течение первых четырех сезонов чернокожие персонажи появлялись перед зрителем исключительно в одном амплуа и соответствено в одном костюме - в качестве домашней прислуги:



При этом сценаристы Mad Men могли бы этим ограничиться и оправдаться, ибо, по-хорошему, именно в таком виде сталкивались в то время с афро-американцами сами белокожие персонажи "Безумцев". Однако именно этим данный сериал и хорош - в своем стремлении честно и всеобъемлюще представить перед своими поклонниками ту эпоху. И уже в пятом в "Безумцах" появляется новый [не белый] персонаж. И имеено через неё нам удается не только будто через замочную скважину подглядеть за этой частью американского общества, но и сравнить стиль девушек чернокожих с их светлокожими "коллегами". И в этих различиях и сходствах, не только в оттенке кожи, но и во взгляде на жизнь и на платья, мы сейчас с вами и разберемся. А "проводником" в этот мир будет вот эта милая барышня:



Dawn, т.е. Дон или Доун (остановимся на последней версии во избежание путаницы) попала в ряды секретарш Sterling Cooper почти случайно, когда в борьбе с конкурентами за удачный PR рекламное агенство объявило себя борцом за равенство, предложив чернокожим кандидатам подать свои резюме. Ответ не заставил себя ждать, и лобби фирмы на следующий день заполнилось соискательницами. Ах, как много рассказывают об этих женщинах столь метно подобранные для них костюмы! Посмотрим внимательно и попытаемся разобраться:



Начнем с доминирующего в картинке принта, он уже многое нам расскажет. "Клетка" различных цветов и типа строит простые, но такие верные ассоциации. И то, что перед нами хорошие трудящиеся девушки, "цветы" рабочего класса. И то, что все они стараются произвести впечатление девушек "из хороших семей", что для этого класс в первую очередь упирается в скромность и набожность => "клетка" как символ формы религиозной школы. И, несомненно то, что каждая из них готова взяться за позицию в роли самой младшей по рангу, подмастерьем и ученицей, ибо получить позицию в подобном офисе в центре Манхэттена для чернокожей девушки на данный момент, мягко говоря, нетривиально.

А еще о том, что перед нами истинно рабочий класс, где женщины не могут позволить себе такую роскошь, как отсутствие работы, говорит тип и качество их одежды. Присмотритесь, и вы увидите, что все наряды: а) далеки от модных тенденций этого времени; б) многие из них выглядят не покупными, а сшитыми самостоятельно, что, кстати, перекликается с другими женщинами, которые помимо цвета кожи, оказываются этим героиням удивительно близки - не только социальным статусом, но и своими ценностями:



И как мы увидим далее, это не случайное и далеко не единственное сходство... Но продолжим. Итак, счастливицей, выбранной агенством оказывается Доун. И вот такой встречаем мы её впервые на новом рабочем месте:



Далекое от модного, простое хлопчатобумажное, самостоятельно сшитое платье во весь голос говорит, что перед нами скромница из простой трудовой семьи. Интересным и не менее "говорящим" оказывается также выбор цвета. Платье Доун можено назвать скорее не ярким (ибо на этом этапе девушка вряд ли хочет выделяться среди остальных своим внешним видом - природа с лихвой позаботилась, чтобы в белокожем офисе середины 60х "новенькую" заметили все), но оптимистичным, жизнеутверждающие. Расцветка этого платья вызывает, на мой взгляд, почти однозначные ассоциации:


Как будто с получением нового места в небе над этой девушкой разошлись тучки и ярко засветило солнце - новое место, новые надежды и новые перспективы!  И здесь же сложно не вернуться с сравнению этой хорошей и трудолюбивой девочки с её предшественницей, пусть и светлокожей:



Пегги Олсон, сезон 1

Тем более, что дальне эта созвучность лишь усиливается, как посредством сюжета, так и, конечно же, благодаря костюмам:







Как и долгое время у Пегги, наряды Доун используют все те же мотивы, которые неизбежно ведут нас к тем же ассоциациям: её "школьно-трудовая" клетка, говорит, что преде нами девушка, свято верующая в то, что "терпение и труд все перетрут", готовая усердно работать. Ну а ставшие для той же Пегги "фирменными" школьные воротнички выдают в ней скромницу и регулярную посетительницу церковной мессы:



Долгое время Доун очень старается "не высовываться", в буквальном смысле прячась за скромной одеждой темных цветов. Так, это простое платье болотно-зеленого цвета, выглядящее на темнокожей Доун не просто скромно, но грустно-подавленно, появляется в кадре как раз в те моменты, когда вышестоящие (и белокожие) коллеги давят на неё авторитетом и подавляют (конфликт с Джоан, конфликт с новым начальником Лу - на иллюстрации):



Но конечно же главным её "одеялом безопастности", оказывается темное клетчатое (естественно!) пальто, за которым она фактически прячется и маскируется, стараясь to keep a low profile, т.е. оставаться максимально незаметной:


Правда, с развитием сюжета используется это пальто и для других целей. Так, подобно Пегги, доверительные и преданные отношения формируются у Доун с её начальником Доном, который остается для неё мистером Дрейпером даже после того, как в глазах остальных потерял свой статус. Эту профессиональную близость и тот факт, что именно Доун оказывается поверенным лицом Дрейпера в отвергнувшем его агенстве создают в том числе костюмы героев в одной из сцен седьмого сезона. И помогает здесь все то же клетчатое пальто:





В этой сцене созвучность цветовой гаммы этих персонажей и то, как гармонично "вписывается" Доун в своем пальто в окружающий её интерьер (смотрите как на цветовую гамму, так и на то, как дублируют дверные золотые замки пуговицы на пальто Доун!) говорят, что между этими героями налажена крепкая связь, что они команда. Ну а клетка...здесь она как бы намекает, уж не нашел ли мистер Дрейпер замену своей Пегги?..

Тем более что созвучность персонажей Пегги и Доун продолжает появляться при каждом удобном случае, в первую очередь в костюмах последней. Так, даже освоившись и несколько улучшив собственное положение благодаря стабильной зарплате, Доун (как и Пегги!) постепенно переходит с самодельной одежды на покупную, однако продолжая школьно-рабоче-католический мотив, фактически копируя свою предшественницу:



Пегги Олсон, сезон 2



И также, подобно Пегги, Доун пытается экспериментировать с теми элементами, которые должны добавить в её образ традиционную женственность. И если в случе с Пегги это были нелепые бантики и в большинстве своем грустные шарфики, у Доун это рюши. Которые, ввиду крупных и неизящных черт лица её не украшают, но создают скорее неудачный контраст. Точно также, как контрастирует её посвященность работе (а может, и желание сделать карьеру?..) с традиционной женской ролью жены и мамы.

Однако это не единственное сходство Доун и Пегги, в том числе и костюмное. Ибо сценаристы и художники по костюмам не забывают о силе контрастов, уже сослужившей им отличную службу в случае с самой Пегги:



Так что в первую очередь, не мудрствуя лукаво, они фактически воскрешают (как мы увидим, неоднократно) ту самую "кухонно-офисную" сцену между Пегги и Джоан, по крайней мере с точки зрения костюмов:



Здесь Доун выглядит настоящей золушкой рядом с ультр-модной и энергичной Скарлетт. Скромное коричневое платье первой абсолютно вышло из моды и выглядит скорее домашним - впечатление, которое усиливает мягкий кардиган и общая уютная цветовая гамма.  Что в свою очередь оттеняет яркое и контрастное платье белой секретарши, с четким силуэтом и элементами милитари, вместе подчеркивающими, насколько более уверенной чувствует себя в этом офисе она по сравнению с темнокожей коллегой.

Однако эти различия - не только отражение рассового расслоения Америки того времени. Так, создатели сериала добавляют несколько эпизодов с подругой Доун во время их встречи в кафе. В первый раз это контраст и яркость и опять же большая четкость, даже некоторая жесткость линий наряда этой девушки отражают её энергичность, решительность, наличие собственного мнения, которое она готова озвучить. И это рядом с более мягкой и компромиссной Доун в её более спокойных цветах и с некоторой мешковатостью-неуверенностью в наряде:



В другой раз мы сталкивается с новым аспектом - модность наряда, выражающая современность взглядов рядом с модным отставанием и консервативностью => яркие графические принты, хит 60х рядом со скромно-темной традиционной клеткой:


Во многом эти, казалось бы "всего лишь костюмы", точно отражают и те настроения, существовавшие в темнокожем обществе Америки того часа: в то время как часть не хотели даже поднимать головы, удовлетворяясь положением фактической сегрегации, другие были готовы бороться за свои права и отстаивать расовое равенство.

Дальше - больше. И с уходом Пегги в фирму-конкурент у Доун появляется еще одна параллель, в том числе костюмная:


Чернокожая секретарша Пегги, скорее всего ничуть не хуже выполняющая свою работу, в отличие от Доун оказывается яркой и очень модно одетой девушкой, которая своими нарядами не только не планирует скрывать, но, кажется, намеренно подчеркивает собственную экзотичность. Что в свою очередь снова вызывает желание найти белый прототип этой темнокожей героине. И если Доун это аналог Пегги, то сравнить эту девушку следует с...



Конечно же, с другой яркой птицей - Меган, оказавшейся в своей работе не чуть не менее способной чем Пегги, но сделавшей совсем другой, куда более "экзотический" выбор. К слову, как и в случае "Меган - Пегги", чтобы подчеркнуть, что в своих профессиональных качествах обе девушки одинаково способны (и что "привлекательная" и "модная" совсем не равнозначно "непрофессиональная" и "глупая"), в какой-то момент художники одевают двух героинь в фактически идентичные костюмы, транслирующие правильность, деловой настрой, ориентированность на желание учиться новому и хорошо работать. Однако посмотрите, какая стильная пропасть оказывается между двумя девушками:





Ну а апогеем (и возвращением к той самой "кухонной" сцене) является несомненно появление во вновь сформированном рекламном агенстве еще одной чернокожей секретарши - Ширли:



И если первую девушку и её стиль можно было сравнить с Меган, то здесь "фирменный" мотив образа Ширли сам собой подсказывает нам её светлокожий прототип:






И дабы вы совсем не сомневались:


Джоан и Пегги, сезон 1




Подобно Джоан в начале её пути, Ширли делает ставку не на развитие карьеры, но на собственную привлекательность и женственность, что подтвердила её готовность разругаться с начальницей Пегги из-за недоразумения с букетом роз. Отсюда полное доминирование цветочных принтов, причем, роз. Плюс, как и Джоан, Ширли не прочь сделать акцент на собственной женской привлекательности. Правда, в отличие от Джоан, подчеркивавшей свои аппетитные формы, Ширли делает это посредством более молодого, очень в духе 60х ультра-мини:



И как Пегги рядом с Джоан, Доун, уже в покупной и добротной, но все еще консервативной одежде, выглядит школьной учительницей:


Правда, как и когда-то с Пегги, этот наряд крепко связывает Доун с мистером Дрейпером (в день его возвращения в агенство). Посмотрите, как вторят друг другу цветовые элементы их нарядов (в частности, цветные "блоки" наряда Доун и его галстук):


*И вот еще одно наблюдение. В отличие от всех предыдущих темнокожих барышень, отдающих предпочтение распрямленным волосам, как бы пытающимся таким образом больше быть похожими на белых, Ширли носит свое природное "афро", как будто говоря: я своей расы не стесняюсь => еще один сигнал о близкой победе в борьбе за расовое равенство и право быть собой, не стесняясь и не теряя из-за этого права и свободы.

Однако, учитывая, что именно Доун является у нас костюмными (и не только) аналогом Пегги, как раз её консервативные наряды трудолюбивой сотрудницы предсказывают её карьерный рост. Что и случается на деле, причем, способствует этому не Пегги, а Джоан, отдавая Доун часть своих полномочий. Довольно иронично выбирают художними для Доун новый костюм - тот, в котором мы увидим её на новом рабочем месте (в собственном кабинете!):



Несомненно, на первый взгляд это Пегги No. 2 (и клетка, и скромная расцветка, и аккуратные часики - все на месте). Однако, присмотритесь-ка к правому плечу нашей Доун ;)




Ну а куда дальше заведет эту героиню её костюмная (и не только) гибридность, мы с вами узнаем уже в 2015. А пока мы уверенно приближаемся к финалу "безумных" разборов, так что не пропустите следующий понедельник, stay tuned!..

madmen

Previous post Next post
Up