Когда в Голландии солнечная погода совпадает с выходной [в честь редкого праздника] днем, нет лучшего повода для велосипедных прогулок, похода на пляж и любого другого активного отдыха! В связи с этим можно было бы ожидать, что торговые центры в такой день окажутся по крайней мере полу-пустыми - казалось бы, жаль тратить такое время на шоппинг... Именно таким был мой настрой, когда в "выходной" будний день я повела очередного своего клиента за покупками в надежде избежать толпы и в минимальный срок справиться с задачей.
Вот только ни первое летнее тепло, ни возможность провести целый день вне стен и под открытым небом не оказались достаточным аргументом - уже с утра торговый центр был набит битком людьми всех возрастов, типажей и настроений. Предполагаю, что у многих уже промелькнула мысль, что дополнительный выходной, вне зависимости от погоды, это нечастая возможность, когда работающий занятый человек совершает нужные ему покупки. И я даже с этим соглашусь (не зря же именно в этот день на шоппинг повела я своего клиента), когда выполнены эти условия: человек действительно занятый и покупки он совершает действительно нужные. Однако...
Знаете, на что обратила внимание я, пока мой клиент в примерочной надевал выбранные вещи? На то, что добрая половина посетителей неспешно прогуливалась между стойками, около чего-то периодически останавливаясь, иногда что-то к себе прикладывая, реже - примеряя. Нет, это не была картина людей, видящих в шоппинге необходимость, спешаших поскорее закончит. Огромное количество людей, оказавшихся в этот теплый выходной день в торговом центре, просто...проводили там время.
Шоппинг как отдых, шоппинг как развлечение, шоппинг как досуг и как терапия - послания в массы от имени медиа и модной индустрии. Послания, цель которых - повысить ежегодные обороты. Послания, продолжающие захламлять не только шкафы, но и головы. Послания, от которых лично мне становится по крайней мере грустно.
С завидной регулярностью я повторяю здесь, что внешнее важно. Но, согласитесь, что важным оно может быть лишь как проявление внутреннего. А это внутреннее нужно формировать, развивать, поддерживать. И согласитесь, что делается это уж точно не шоппингом.
Один из лучших комплиментов за свою работу я получила от супруга одной клиентки. Нам довелось встретиться некоторое время после окончания моей работы. И знаете, за что он меня благодарил? - За то, что у его жены появилось много свободного времени! После того, как мы вместе с ней составили, а потом за два "шоппинг-забега" приобрели для неё полный сезонный гардероб, необходимость в шоппинге отпала. Сначала с практической стороны, т.к. каждый день моя клиентка знала, что наденет в зависимости от её настроения и планов. А чуть позже, как результат, и со стороны психологической. Ибо цель целостного и гармоничного гардероба - избавить человека на несколько сезонов вперед от гложущей его неудовлетворенности, от искусственно расжигаемых голода и тревоги, что для собственной целостности тебе чего-то не хватает. И от иллюзии, что удовлетвотить тревогу и недовольство собой сможет шоппинг.
При этом нет ничего менее эффективного, чем раздутый и регулярно пополняемый гардероб, единственным оправданием которому может послужить то, что это ваша профессия - вы модный блоггер, а большинство вещей - спонсорские подарки, которые после очередной фото-сессии вы даже не оставляете (ибо придут новые), а щедро передаете родственникам и друзьям. В противном случае в один прекрасный день в вашем доме или квартире банально не останется свободного места.
На память мне приходит другой недавний случай из практики, когда ко мне обратилась замечательная девушка Аня, не смотря на имя, не знающая ни одного слова на русском, и при этом удивительно похожая на свою российскую тезку:
Обстоятельсва сложились именно так, что требовали, как казалось Ане, полного нового гардероба. В последние месяцы она поменяла род деятельности, уйдя из корпоративной среды на "вольные хлеба", а также статус и страну, уехав их стильно-претенциозного Лондона в расслабленный голландский пригород. При этом начало собственного бизнеса и переезд, как известно, дело не только непростое, но и недешевое, поэтому последнее, на что моя клиентка могла тратить время и деньги, это на шоппинг.
Естественно, её главным опасением было то, что после анализа гардероба ей будет просто нечего носить, т.к. даже если офис её располагался теперь дома, а клиенты - в Скайпе, не сидеть же человеку неделями в домашнем халате! Правда, когда я увидела, сколько на сегодняшний день у Ани вещей, было понятно, что остаться без одежды будет непростой задачей. Вот так выглядела лишь третья часть её гардероба, на разбор и анализ которого у нас ушло больше пяти часов:
И, как вы можете догадаться, спустя эти пять часов, новый гардероб Ани состоял как раз из одной третьей, а больше половины вещей были рассортированы на кучки "отдать", "продать", "выбросить". Удалаяли вещи по привычным принципан: слишком старое/потерявшеее вид, не актуальное для новой жизни, не подходящее размеру, стилю и цвету (хотя здесь я дала Ане себя уговорить и по разным причинам оставила в её гардеробе несколько "неправильных" элементов).
Обычное явления для вчерашней офисной труженницы, среди вещей, которым Аня сказал au revoir, было много угрюмого черного (не подходящего её цветотипу) и много "жестких" вещей (костюмов и жакетов), не гармонирующих с природной Аниной красотой - одновременно женственной, но и атлетичной.
То же, что было решено оставить, сложилось в ансамбли, гораздо больше подходящие для сегодняшней жизни Ани в новом доме, с новой карьерой в расслабленно-casual Голландии - как для её работы на дому, для встречи с клиентами и поездок на "рабочие" мероприятия, для поездок на курсы голландского, для велопрогулок и для встреч с друзьями.
Работа проходила только с тем, что присутствует на данный момен в гардеробе, с параллельным составлением списка тех вещей, которые со временем и появлением свободных финансов стоит добавить, однако из расчета, что гардероб должен действовать максимально автономно пока и без покупок. Вот часть получившихся образов и идей, вдохновивших/подсказавших их ввиду Аниного типажа и характера:
И две черные деловое вещи, юбку и платье, в гардеробе Ани я все-же оставила...
С момента нашей работы прошло три месяца. С тех пор я получила от Ани несколько благодарственных писем и сообщения, что за этот срок по моим рекомендациям она приобрела 2 новых вещи, одна из которых - пара обуви на замену старой. А вот необходимость в постоянном шоппинге, которой она опасалась еще в преддверии переезда, так пока что и не появилась, освобождая дополнительное время на развитие бизнеса и изучение нового языка, вместо того, чтобы проводить вечера среди бесконечных полок с джинсами или в интернет-магазине.
Отсюда рабочий вывод, что однажды составленный целостный и эффективный гардероб - штука ужасно полезная, в первую очередь экономящая ваше время. Нет, вы несомненно будете обновлять, пополнять, даже что-то менять, ибо времена меняются, и мы меняемся с ними. Однако согласитесь, что меняемся мы вовсе и далеко не всегда в созвучности с ежесезонными списками must-haves и в направлении "горячих" трендов. И уж точно не так часто, чтобы регулярно (нет, не пару раз в сезон или в год) проводить в покупочно-потребителском процессе свое дорогое свободное время.
И хотя мой труд непосредственно связан с этим (а может, именно поэтому), я все-таки скажу: частый/постоянный/ регулярный и массивный шоппинг это не лекарство, ибо битком набитый платяной шкаф не вылечит ни от физической, ни от душевной боли. Это не терапия, т.к. ворохи постоянно приобретаемой одежды не ответят на ваши вопросы бытия. И нет, это досуг когда вокруг есть столько увлекательных возможностей. Шоппинг это необходимость - обновить существующий (если вы все та же) или подобрать новый (если вы изменились / жизнь перевернулась) гардероб. Необходимость, которая становится увлекательной и приятной, когда у руля стоите вы, а не масс-медия/индустрия/реклама, так что обновки это еще один (не единственный!) способ проявить и выразить себя.
Ах да, я продолжаю верить, что прочитанные книги, совершенные путешествия, услышанные песни, станцованные танцы, недорисованные картины, озвученные в интересной компании диалоги и распитое вино под открытым небом формируют личный стиль куда больше, чем постоянный шоппинг, ибо они касаются сердца и формируют эмоции, идеи, мысли - все то, что складывается в то самое внутреннее, которое мы и будем выражать внешне ;)
И согласитесь, жизнь - штука такая интересная и увлекательная, чтобы тратить её только на торговые центры!