Ну что ж, друзья, начало недели я официально пропустила теперь по всем часовым поясам. Что однако, никак не отменяет очередной выход в свет нашей "костюмно-стильной" рубрики. Итак, мы продолжаем разбирать образы героев "Оттепель". И если
прошлый раз был безраздельно посвящен мальчикам, то сегодня настало время восстановить несправедливость обратиться к девочкам. К чему незамедлительно приступаем!
Начать сегодня я предлагаю с той героини, посмотрев на которую уже в первый раз, многие из вас провели следующие параллели:
Некрасивая девочка, н случая / обстоятельств и еще немножко - посредством личного выбора, интегрированна в мужскую компанию. Однако, на первый взгляд кажется, что в отличие от Пегги, кинооператор Люся весьма далека от метаний в поиске личного стиля, выражения себя и, главное, собственной женственности. При помощи костюма Люси (который более-менее остается одним и тем же на протяжении всего фильма) художнику по костюмам удалось создать некоторую иллюзию целостности этого персонажа:
Для окружающих Люся это "свой парень, разговаривать и вести себя с которым можно соответственно. И поэтому её основной костюм не просто вдохновлен мужским стилем, это в буквальном смысле мужские вещи: мешковатые рубашки, пара мужских брюк, мужской же пояс. Такая целостность костюма в начале фильма даже намекнула (по крайней мере, мне), не будет ли линия нетрадиционной ориентации проведена здесь именно посредством Люси... Посмотрите, какой разительный контраст создают в кадре художники между ней и настоящими "девочковыми" персонажами:
Здесь помимо приема с бессменными люсиными брюками, диктуемым не только характером персонажа, но и профессиональной необходимостью (попробуйте сидеть и управлять камерой в платья-юбках), художник обращается к силе контраста, причем, на всю катушку! Люся - с гладкими, собранными в небрежный хвостик волосами, барышни - с объемными прическами-укладками. Люся - в бесцветно-сером, "настоящие" девушки - в ярком цветном. У Люси - мужской геометрический принт клетка, девушки - в женственных цветочных расцветках. У Люси почти не видно открытой кожи, в то время как у обеих девушек щедно обнажены зона декольте, шея, руки. И наконец, в противовес Люсе, на которой нет ни одного аксессуара, обе барышни украсили себя бусами - подозреваю, что украшения намеренно выбиваются у кажной из них из общей цветовой гаммы наряда, чтобы зритель заметил их наличие (и еще то, что это дешевенькие пластиковые бусы, подчеркивающие, что девушки - студентки и стеснены в средствах).
Возвращаясь к сравнению с Пегги, знаковым "говорящим" принтом в случае Люси тоже является клетка, обозначающая "все тоже, все также": традиционно мужской принт указывающий на отсутствие женственности (в том числе в лице окружающих мужчин) + младшесть по званию, ибо Люся молодой оператор, которую при необходимости начальство может решить подвинуть или заменить. А еще это во многом уподобляет люсины взаимоотношения с главным героем Хрусталевым динамине Дон Дрейпер, где молодая женщина в одежде "в клетку" подобна ученице рядом с более опытным мужчиной-ментором:
Что интересно, будучи внимательным к деталям, художник по костюмам наградил Люсю мужским мышлением в её отношениях с гардеробом - функциональным. Так, её "рабочие" рубашки для съемок темные, т.е. функционально немаркие (плюс, часто в клетку, что на ассоциативном уровне может соответствовать труду, работе). Зато для выхода в свет у Люси есть...рубашка белая, "праздничная":
И лишь один раз Люся выбивается своим нарядом из этих правил:
Казалось бы, зачем Люсе ярко-красная (да еще так явно выделяющаяся в кадре) рубашка на работу в будний день? - Незачем, если вы не следите за сюжетом. Но в этом и вся сила кино-костюмов, что связать их можно не только с самим персонажем, но и тем, что с этим персонажем происходит. А ведь именно в этот день и именно в этой рубашке Люся познакомилась с Санчей, новым костюмером, в которого она очень скоро влюбится! И вот теперь все встало на свои места, ибо красный цвет, как символ любви и страси, как бы предвосхищает здесь это чувство. А еще он предвосхищает это:
*обратите здесь внимание на чудесную работу художников в этом кадре: гладкое блестящее платье на фоне шершавого коричневого клетчатого(!) покрывала - можно подумать, что это аллюзия на саму Люсю, равно как и контраст между крупными круглыми пуговицами, "ограненными" как драгоценные камни, и её простенькими квадратными (!) часами
То самое роковое красное платье с асимметричной застежкой, которое сшил для неё Санча, и которое в конце-концов спасло его самого. Именно тогда Люся-женщина наконец вылупилась из своего коричнево-серого клетчатого кокона и переродилась:
И хотя это может быть лишь случайное совпадение и забавный курьез, я просто не могу его здесь не отметить:
А отмечаю я его здесь еще и потому, что многие образы молодой Ирины Муравьевой в "Москва слезам не верит" вполне могли бы подойти для более яркой и гламурной версии как Люси, так и Пегги. И кто знает, возможно дальнейшее "сожительство-сотрудничество" Люси и модельера Санчи еще приведет вот к таким результатам:
UPD.
Только заметила, что так увлеклась сравнением Люси с героиней Ирины Муравьевой ("Москва слезам не верит"), что даже забыла, что у её американской "сестры" Пегги Олсон ведь тоже было аналогичное платье - из гладкого блестящего материала, с асимметричной застежкой на "бриллиантовых" пуговицах (*только у Люси это платье символизирует любовь и потому оно красное, а у Пегги - успех и карьерный рост, поэтому оно золотого цвета). Так что срочно исправляюсь и вот: