И всех с очередным...вторником, первым февральским между прочим. Не будем откладывать в долгий ящик и без долгих предисловий приступим к очередному "безумному" анализу, тем более что сегодня у нас продолжение прошло-недельного
"двойственного" поста, и на этот раз мы сосредоточимся на миссис Дрейпер no.1 - Бетти. Ибо развитие её персонажа в 6-ом сезоне (а вместе с ним и развитие образа и гардероба) щедро предоставляет нам немало "стильной" пищи для размышлений и для анализа.
На случай, если вы пропустили или запамятовали, напомню, что красной нитью основной темы в 6-ом сезоне тянется тема амбивалентности, о чем красноречиво заранее сообщает даже рекламный постер Mad Men:
Противоборствующие силы, темная и светлая стороны одного героя - в 6-ом сезоне это верно не только относительно самого главного героя Дона Дрейпера, но также касается окружающих его женщин, отражаясь, в том числе, прямиком на их внешнем виде.
Поговорим о Бетти. Уже в прошлом сезоне [по некоторым техническим причинам] эта героиня поразила резкими физическими изменениями, превратившись из точенной дивы-домохозяйки в тяжеловатую матрону. Её гардероб при этом, частично сохраняя традиционно-женственные и даже романтичные мотивы, на отяжелевшей и округлившейся фигуре сразу отозвался "средневозрастностью" и рыхловатостью:
Цветочные романтические мотивы уже не выглядят не Бетти утонченно и изящно, по-девичьи, да и используются они теперь как аксессуар-воспоминание, вкупе с солидными вещами, от которых веет застоем и традиционностью. Эти наряды новой [уже-не-Дрейпер] Бетти без слов демонстрируют, что образ хрупко-кукольной трофейной жены, о которой мечтали все мужчины на вечеринке, она оставила в прошлом, приняв на себя новый образ жены солидной и уважаемой:
И сравнивая себя с новой бездетной и модно-стильной миссис Дрейпер №2, которую замужество не только не вынудило отказаться от многообещающей карьеры, но наоборот, подтолкнуло начать свое восхождение, Бетти считает эту битву за гламур безнадежно проигранной.
Вот почему теперь она понадежнее кутается в свое пальто - нейтрального цвета, средневозрастное и респектабельное, заодно подсознательно саботируя все попытки похудеть и вернуться к себе прежней, ибо считает этот путь закрытым. Так что в начале шестого сезона её наряд все с тем же солидным пальто выглядит [о сила аксессуаров!] еще более матроновским:
Неужели таким образом сценарист и режиссер руками художника по костюмам подсказывают нам поставить большой и жирный крест на прежней Бетти? Давайте разбираться подробнее. В одной из первых сцен 6-го сезона Бетти показывается нам в одном из своих новых костюмов "на выход":
Помимо нового размера, здесь многое можно уловить от "старой" Бетти: светлый оттенок, цветочный рисунок, пусть и менее очевидный, и подразумевающий девичье кокетство бантик. Как будто на сознательном уровне Бетти не до конца приняла этот переворот, и все еще силится удержать себя прежнюю. Не случаен в этом кадре и мех => общая картинка напоминает, как выглядела Бетти всего три года назад, примеряя на себя подобный образ (*совершив тогда поступок далеко не матроновский - в буквальном смысле изменив мужу с первым встречным):
(*) А с другой стороны можно скзать, что костюм такого размера и оттенка "металлик", уже в предыдущем сезоне используется с целью "напророчить" Бетти возможное будущее, сравнивая её с пожилыми тяжеловесными матронами в похожих нарядах:
Однако самым интересным оказывается даже не это, а неожиданное сходство наряда Бетти с нарядом девочки-подростка, находящейся в гостях подруги дочери. Что и подсказывает: да, на новом этапе Бетти вроде бы и готова повзрослеть, прератиться в более зрелую, респектабельную, практичную, но маленькая избалованная девочка то и дело норовит выскочить наружу:
И если смотреть на это таким образом, то можно хотя бы чуть-чуть понять странную полу-шутку, озвученную Бетти в тот же вечер в спальне своему мужу, предлагая ему воспользоваться подростком. Сходство костюма Бетти и платья девочки может позволить предположить, что таким [извращенным] образом мужу на самом деле она предлагает себя. Причем, с намеком относиться к ней не как в взрослой женщине, а как к подростку. Однако получив от нового супруга реакцию прямопротивоположную, Бетти принимает решение повзрослеть. Что для неё в первую очередь означает смену внешнего образа:
Что ж, наверное, в жизни этой женщины было не так много примеров зрелых женщин, раз в качестве собственного вдохновения Бетти выбрала ту, с которой даже отношения у неё складывались не самым лучшим образом, однако уже второй сезон именно...мать мужа являлась для Бетти примером зрелости, респектабельности, практичности, а подсознательно даже
примером для подражания:
Вот вам и двойственность. Темная (в буквальном смысле слова) Бетти в самый темный для неё период, ибо даже имея любящего мужа, детей, достаток, её не хватает того, на что она ориентировалась всю сознательную жизнь - видимости собственной идеальности, лоска, гламура. Что для Бетти означает потерять себя => и следовательно превратиться в кого-то другого (более молодую версию свекрови, например).
К счастью (для Бетти) этот период оказывается не долгим. Решение мужа баллотироваться на грядущих выборах задребезжало надеждой, на горизонте появилась настоящая причина снова стать трофейной дивой, ибо именно такой полагается быть (в понимании Бетти) жене успешного политика. А это в свою очередь заряжает нашу героиню бешенной мотивацией. И без специальных программ и групп поддержки...вуаля!
Опять двойственность, правда, теперь в обратную сторону. И посмотрите, как в обоих случаях "зеркалит" цветовая гамма, как бы отмечая проделанный Бетти путь к себе прежней: от момента принятия решения до приведения его в силу. К слову, в 6-ом сезоне мы часто видим Бетти в оттенках желтого. И если соотнести это с сюжетом, можно сказть, что жизнерадостный и солнечный желтый символизирует для Бетти надежду, надежду вернуть себя прежнюю + моменты её триумфа:
Ну а что до самого роскошного её желтого наряда (вечернее платье в центре коллажа), то здесь можно увидеть еще несколько посылов. Во-первых, это отражение исторического контекста, дань моде того периода - не случайно помимо Бетти в желтом и щедро декорированном вечернем наряде в 6-ом сезоне появляется еще одна состоятельная блондинка:
Ну а во-вторых, сложно и здесь уйти от двойственности, и проглядеть в этом сходстве определенную родственность Бетти и "темной Бетти" - обеих в момент, когда благодаря собственной воле они пытаются восстановить свою значимость и силу: Бетти, похудев и снова став женщиной, которую хотят все мужчины в зале, Сильвия - найдя в себе силы уйти от любовника (и по совместительству первого мужа Бетти) - желтый цвет и здесь цвет надежды на грядущее лучшее, оптимизма:
Так Бетти в своем восстановленном облике заново оживает, что моментально отражается и на её гардеробе. Её наряды становятся современнее, ярче, более модными наконец:
Это один из первых пост-похудательных образов, и прогресс в гардеробе Бетти здесь на лицо. Наряд выглядит более молодым и динамичным, вплоть до того, что напоминает образ другой героини, объективно более молодой и энергичной:
И при этом, как сказала об этом образе сама главная художница по костюмам, этот наряд Бетти пусть уже не матронистый, но определенно более консервативный и респектабельный. Так, платье Пегги значительно более fashion-forward с более ярким принтом, декоративными крупными пуговицами, воротничном-стойкой. А у Бетти, даже при значительном "омоложении" облика все более солидно: простые тонкие полосы, нитка жемчуга на шее. В уме она уже активно готовится фотографироваться для избирательных брошюр своего мужа.
И еще несколько новых нарядов новой Бетти, которые, кстати,подобраны таким образом, чтобы отражать двойственность: отчасти быть похожими, отчасти контрастными нарядам её "темного" периода. Один и тот же a-la Chanel респектабельный костюм, но в темной ипостаси с наглухо застегнутым жакетом (= защитный панцирь) и в светлом варианте, с жакетом расслабенно расстегнутым:
Кажется, что вновь обретенное чувство собственной значимости даже положительно влияет на отношения Бетти с дочерью, и об этом тоже рассказывают их костюмы: обе они в нарядах в клетку, а форма лацканов жакета Бетти "зеркалит" воротничок платья дочки => они две части одного целого (*но интересно, что здесь Бетти - светлая, а Салли - темная; почему - узнаете, когда посмотрите 6й сезон):
И еще раз тот же мотив "дочки-матери", опять их роднин одна цветовая гамма, опять разделяет светлота/темнота нарядов. И еще посмотрите, насколько более мягким выглядит одежда Бетти в сценах с дочерью - как будто предвещая, что их отношения тоже стали мягче, теплее:
А вот две попытки Бетти примерить ставшие популярными в 60х активные принты: в первом случае выглядящие бледно-выцветшими (как сама жизнь темной Бетти), во второй - на блестящей шелковистой поверхности выглядящие искрящимися и живыми. Плюс, посмотрите, как во втором случае наряд выглядит более дорогим и изысканным:
И раз уж мы затронули тему модности беттиного гардероба в период 60х... Справедливости ради здесь стоит сказать, что хотя общим направлением того периода были молодежность, почти подростковая энергия и бунт, мода оставила опции и для таких женщин как Бетти, ибо так же как в 20-е далеко не все были тонкими и узкобедрыми garconne, в 60х далеко не все были похожи (или хотели походить) на Твигги. И для таких появились новые варианты женственных нарядов. Так, в образах Бетти для постеров 6-го сезона Mad Men можно увидеть сходство с образом Джули Кристи (aka Лара в вышедшем в 1965 оскароносном "Докторе Живаго") :
Да уж, теперь Бетти определенно нечего опасаться, отправляясь в дом к бывшему. И новая жена Дона ей больше не угроза:
Да, пусть Меган одета в ультра-модное мини-платье, но рядом с не менее привлекательной, пусть и более консервативной Бетти она может выглядеть и виноватым подростком. А вот у Бетти все под контролем, она уже не матрона, а зрелая и уверенная в себе женщина и мать. Не случайно одежда ребенка и костюм Бетти фактически сливаются - они одно целое, а вот Меган (оставившая детей без присмотра) здесь лишняя, чужая.
И кто бы сомневался, что это неожиданное столкновение с еще более неожиданно похорошевшей бывшей женой не раззадорит нашего и без того запутавшегося главного героя. По необъяснимой причине он снова, пусть и на минуту, захочет видеть себя частью этой семьи - не случайно его и Бетти костюмы "идентичны наоборот" (синий верх/желтый низ и наоборот) во время их совместной поездки проведать сына:
Правда, Дон не был бы собой, если бы и здесь не дал волю своим "тараканам", так что в тот же вечер его вновь похорошевшая и бывшая жена вызывает в нем другие желания и ассоциации:
подробнее об этой женщине в розовом
здесь И паралелльно с этим, в том же эпизоде однодневного "возвращения" к бывшей жене, двойственность на уровне костюмов затрагивает и ничего не подозревающую Меган - уж не хочет ли теперь Дон видеть в новой жене свою бывшую:
И продолжая тему двойственности, образ Бетти продолжает преследовать Дона даже в Калифорнии - наяву и в бреду:
Контрастируя с образом Меган, которая даже в его бреду выглядит более стильно-продвинутой, в наряде хиппи, только становящемся популярным в преддверии 70х + это не случайно наряд, ассоциирующийся со "свободной любовью" => надежда героя, что она примет и поймет все его метания и измены:
Означает ли это, что нестабильный Дон теперь хочет видеть в своей новой жене бывшую? Или, может, он хочет видеть в ней свою любовницу? Или всех вместе и сразу? Сцены с участием Меган на съемочной площадке, где она теперь изображает близнецов- брюнетку и блондинку, как символ неведомого ей сумасшествия в её реальном браке. Знала бы она, наверное, была бы в шоке:
Неужели между Меган и Бетти была проиграна лишь одна битва, а впереди цела война? Однозначный ответ на это мы получим лишь в 7-ом сезоне, однако создатели Mad Men оставили для нас намек, опять же при помощи костюмов:
В самом первом и в самом последней эпизодах сезона появляется Меган. В белоснежных костюмах, которые можно сравнить со свадебным нарядом. В обоих случаях она предлагает Дону способ немного изменить реальность: в первый раз буквально, предлагая затянуться марихуаной, а в конце - соглашаясь отправиться с ним в Калифорнию за новой жизнью. Возможно, эти обещания и "полу-свадебный" наряд символизируют свежее и чистое начало для них обоих?...
В следующем сезоне посмотрим, права ли я, а пока что продолжим разборы образов других героинь и героев. Уже в следующий понедельник, так что stay tuned!...
UPD.
Захотелось поместить здесь ответ на интересный комментарий-мнение касательно последнего образа Меган и его связи с образами Бетти. Итак, одна из читательниц заметила следующее:
Да, но последний наряд также очень уж похож на ночные сорочки и халатики Бетти из 1 и 2 сезонов :) Мне кажется, этот костюм - тоже сравнение (и противопоставление) двух миссис Дрейпер
Идея интересная, и еще даже можно развить, что главный герой теперь хочет видеть в образе своей новой молодой жены копию оставленной первой. Однако я позволю себе здесь не согласиться. И вот почему. Если анализировать достаточно многочисленные вечерние халаты-ночнушки Бетти, то в них неизменно прослеживается один и тот же мотив: мягкость, ультра-женственность, "сладкая вата":
Эти одежки Бетти всегда мягко-воздушные, объемные и нередко девичьи-розовые. Чтобы сомнений не оставалось, художники по костюмам даже одевают мужа Бетти в голубую пижаму - традиционный "мальчиковый" цвет, дабы было однозначно понятно, как распределяются роли в этой спальне:
Плюс, в контексте развития моды подобные женские пижамы более традиционные, относящиеся к периоду 50х, которые в новом десятилетии (60-е) продолжают носить те, чья молодость выпала на то время. Ну а более молодые отдают предпочтение более современным фасонам (да-да, забавно, но модные тредны захватывают не только платья и юбки, но и нижнее белье, и пижамы. И Меган в противовес Бетти нам показывают в более современной "ночнушке": геометричной, с принтом и...не розового цвета:
Вот почему мне кажется, что использование бело-воздушной как облако пижамы в последнем кадре не призвано сравнивать Меган с Бетти, но используется с другим умыслом.