Не так много людей, с которыми побеседуешь о таких вещах

May 17, 2019 15:55

Интересно, если бы не бисер, я бы еще читала книги? Есть тут, конечно, столкновение интересов, потому что читая книги невозможно одновременно заниматься бисером, но тем не менее. Когда-то я сделала кулон в виде гитары и получила в качестве отклика рекомендацию почитать Пратчетта, который так пришелся по душе, что определил целый период жизни, а некоторые книги, полагаю, останутся во мне и со мной навсегда. Хотя фенечка на тему Пратчетта у меня только одна и то такая, что фанаты не признают в ней долину Сто, но это вот и есть - личное отношение к тому как на меня его книги повлияли.

А в этом году чуть другая история, и я не знаю пока будет ли у нее продолжение. Но законам жанра - должно быть. Но это будет другая история, которую я расскажу когда-нибудь потом.

Когда я попала в Каменную Историю и работала над колье, наблюдала как создают свои истории все остальные. Одно из колье, которое вместило в себя все материалы, получило название "Бесконечная история". Одновременно я, вся на волне своей работы по мотивам, натыкаюсь на упоминание фильма "Бесконечная история": сначала в виде эпизода для раскрытия личности (сомнительно вышло), а потом на целый пост с кадрами, ностальжи и информацией, что автор книги от фильма открестился уже после того как ввязался. И вот я прочитала повесть "Бесконечная история" Михаэля Энде. И фильм посмотрела. И понимаю, почему Энде открестился. Он же не сказку писал и не комикс в духе "Шазам!"

Казалось бы всё просто и почти беспроигрышно. Некрасивый, слабый, толстый подросток, переживший потерю матери, недополучающий любви от отца, терпящий издевательства сверстников, находит нечто, что вдруг его меняет. Тут, конечно, не слово "Шазам!", а книга. Такая, которая  практически вынудила героя совершить еще несколько некрасивых поступков и сделала его в чем-то заложником ситуации, чтобы потом изменить навсегда.
Думаю, многие во время чтения рисуют в своем воображении образы из книги. Думаю, что есть и те, кто в книгу "попадают". И даже не просто наблюдателем, а одним из героев, про которого в книге ничего нет, но если история по-настоящему зацепила, то что помешает придумать свое развитие событий? И мальчик этот большой фантазер, но когда начинает подозревать, что в книге о нем знают и возлагают на него большие надежды, ему становится дурно и страшно. Мальчик невротичен - еще бы. И когда он уже не может игнорировать не просто знаки, а прямое указание - тогда он и решается на поступок. И тогда он получает артефакт, который позволяет ему сделать всё, что он хочет.
В принципе, это многим сказкам свойственно: был какой-то обычный герой (или необычный, а наоборот - сильный, или глупый), но приземленный. И вот попадает он в какую-то сказочную историю и тяжело ему там, пока он не находит некий сказочный предмет, который ставит его на одну ступень с остальными сказочными существами, которые априори могут больше, потому что не приземлены, а для большей части мира и вовсе не существуют.

А в фильме мальчик всё-таки симпатичный и с отцом у него не такие сложные отношения, хотя тот и просит его перестать витать в облаках, но без особого нажима (тогда, вероятно, еще не так была популярна тема с обиженками, поэтому не стали усложнять). Но заканчивается фильм тем, что мальчик становится героем, который спас страну Фантазию из книги, и возвращается в реальный мир на Драконе Счастья, весело пугая обижавших его сверстников. Так-то, мол! Мечтать на самом деле не так и плохо - даже фантазией можно дать отпор. Такого финала в книге не было и быть не могло - не про это она. И если этот эпизод исключить, то фильм по содержанию охватил только треть повести.

Повесть же продолжилась несколько иначе - с получением того самого артефакта. Фантазия хоть и не погибла, но в том виде, как ее знали до этого, перестала существовать. Мальчик создал ее заново. Мальчик заново создал себя: красивым, мудрым, смелым, сильным. Мальчик стал забывать реальный мир, в который он, собственно, и не хотел возвращаться. И в самом деле - зачем? И вот тут стало все сложно. Поэтому Энде стоило всё-таки проявить понимание к авторам фильма. Всё это не покажешь. Я не уверена, что каждому будет понятно при прочтении. Мне вообще кажется, что это зайдет только тем, кто... ну хоть как-то переживал нечто... отрицаемое как существующее, считающее чушью. Тем, кто чувствует, во что пытаются превратить Фантазию - в ложь и обман. Хотя сама Фантазия - нечто противоположное этому. Люди просто так пользуются ею. Но и мальчик - новоиспеченный создатель страны Фантазии и супер-крутой герой - теряет контроль над ситуацией и почти теряет себя. "Эй, жители неба, кто там на дне еще не был?" (с) Наличие лучших качеств не спасло мальчика. Даже лучшие качества не способствуют лучшим поступкам, если мотив кривой. Постоянное фантазирование ведет к тому, что теряется связь с реальностью и остается только воображение о себе и мире. Полная потеря реальности. И полная потеря себя в конечном итоге. Но ему повезло - он смог остановиться на грани и ему помогли за прошлые добрые поступки. И он вновь физически стал собой - толстым, слабым, нежным. Но он стал другим личностно. И вернувшись в реальный мир, он обнаружил, что может стать смелее. Ему по-прежнему страшно то, чего он боялся ранее, но теперь он не сбегает, потому что знает, что это - неправильно. И пусть как-то уж избыточно жизнерадостно его возвращение, но почему бы не допустить, что он просто среди нужных людей. Тех самых, которых так немного, чтобы поговорить о таких странных вещах.

В повести много больше одной книги, много больше одной истории. И в ней есть куча отсылок и образов, о которых и правда поговорить можно с ограниченным количеством людей. И как это близко, когда горько слышать, что "жизнь не для тех, кто любит сны", понимая при этом, что это правда. Как много книг, в которые хочется вмешаться. Некоторые истории хочется продолжить с собой - улучшенным, чтобы быть достойным ее героев. И будешь ли готов?
И что совсем шепотом: а о книгах ли на самом деле речь? О Фантазии ли? В смысле о стране, в которой вместо руды, тонкими пластинами оседают забытые сны... Да-да, я в курсе, что книга не про белую магию, не про черную, и даже не про магию в клеточку. Но это куда более объемнее, чем просто повесть с приключением толстого, слабого мальчика. Тем более, что вернулся он не мускулистым героем. И даже не толстяком "принявшим и полюбившим себя". А человеком, которое многое пережил на своей шкуре, многое понял. И потом изменится. В лучшую сторону - обязательно. Потому что нет вещи губительнее для личности, чем трусость. Какой фантазией только не прикрывайся.
"Каждый убегающий будет пойман. Не хочешь быть пойманным - не убегай".

чистосердечное, литература, ссылки, кино

Previous post Next post
Up