А то позабуду. Состояние рассеится.
Посмотрели "Начало". Опасаюсь я - будет это сиквел. Тотем-юла так и не завалился на бок, хотя вроде бы собирался. И будет потом "Продолжение", "И еще Одно", ну а как популярность станет утихать наступит "Конец". Да и использование снов в любом виде творчества как приема - тема бездонная. Стоит коснуться снов - всё. Любое просто произведение становится более значимым. Более многозначным. Отчасти мистическим. И так далее.
И когда мне сказали, что идея "Начала" примерна та же, что и в "Матрице" - смотреть мне как-то не хотелось, но стоит упомянуть, что там дела будут во сне - я тут же побежала. Ну люблю я эту тему. Очень. Ну вы знаете. Если не знаете - теперь знаете. Крючок стопроцентный.
Вот, кстати, образец начала и конца:
"Жена оказала мне посильную техническую помощь, добросовестно
пересказав ряд снов с моим участием, а потом попросила больше
ее не беспокоить.
- Снись кому хочешь, только не мне.
- Почему? - обиделся я.
- Неужели ты думаешь, что способен заменить собою все на свете? -
сказала она. - Я достаточно общаюсь с тобою наяву. Учти, что
твой бзик - это посягательство на внутренний мир человека".
<...>
"Каждый должен пройти путь, который ему назначен. На этом
пути неизбежны потери. Может показаться, что я потерял
слишком много, а приобрел маловато. Но лишь тот, кто
когда-нибудь - пускай слабо и случайно - испытал удивительное
чувство доверия, которое возникает в общем сне с другим
человеком, - может понять меня".
А. Житинский "Снюсь"
А фильм. Удался на мой взгляд. Хорошие актеры, интересный сценарий, хорошая динамика, интересные идеи. А потом прозвучало "Сон во сне". И тут-то, в общем-то фильм мог стать решительно никаким, мне бы было уже всё равно. Однако никаким он не стал. Он остался хорошим, интересным и оставляющим определенное послевкусие. Не знаю каким бы оно было, если бы не "Сон во сне". И Луна в зените. Да, дважды смотрела фильм об Ахматовой. Ее странно недосочиненное произведение. И пугавшее ее, и мучавшее тем, что написать всё же нужно было.
"Джале, джула, джуньда, сваха брум".
А вообще говоря, мы давно играем сами - без кино. Мы пытаемся играть снами. Тренируем люсидность. Мы играем словами. Перестаем называть реальностью всё сущее, признавая лишь собственные реакции и лишь собственный мир и проекции, от того и легко поверить, что реально только... Нет, нет ничего реального. Все какая-то игра подсознания.
Но лишь во сне город можно свернуть подзорной трубой, и то случайно. А можно натренироваться, начав с сознательного взгляда на собственные ладони во сне.
Мы знаем, что подсознание всесильно, но боимся вмешательства в него. Даже собственного. И действительно - переступая грани одну за другой, каков финал? И что там вообще? Вдруг не солнечный поток в бесконечном пространстве, а маленькая тесненькая комнатка с огромными пауками? Вдруг пустота, где нет ничего? Стоит ли терять то, что есть? Стоит ли выходить за ту границу? Можно ли вернуться назад?
"Джале, джула, джуньда, сваха брум".
X.: Кто ты?
Д в о й н и к: Я - ты ночная... Мне надоело во сне. Я буду делать все, о чем ты думала, но Фрейд тут ни при чем. Я все сделаю сном, а явь спрячу в мешок.
<...>
№ 1: Ты написала до конца?
№ 2: Почти.
№ 1: Но до какого места?
№ 2: (Небрежно, смотря в рукопись)'.
[Темная, преступная] Окровавленная и пустая,
Но она должна быть - наша связь...
№ 1: А дальше?
№ 2: Я буду импровизировать.
<...>
О н: Ты бредишь. Ты всегда бредишь. Что мне с тобой делать? И всего ужаснее, что твой бред всегда сбывается.
О н а: Это еще не самое худшее.
О н: Этот ужас, который возникнет от нашей встречи, погубит нас обоих.
Она: Нет. Только меня. Может быть, ты хочешь не появляться?
О н: Да - хочу. И чем больше хочу, тем несомненнее появлюсь. Если бы не эта жажда. Позволь мне подойти к тебе... Через день он <недописано>
О н а: Ты знаешь, что если подойдешь - мы оба проснемся, а где и кем окажемся... И это будет вечная разлука.
О н (молча закрывает лицо руками): Зачем ты такая, что тебя нельзя защитить? Я ненавижу тебя за это. Скажи, ты боишься?
О н а (протягивая руки): Я боюсь всего, а больше всего - тебя. Спаси меня!
О н: Будь проклята.
Она: Ты лучше всех знаешь, что я проклята, и кем, и за что.
<...>
К т о-т о: Как я найду тебя?
О н а: Ты сначала найдешь не меня, а маленькую белую книжечку и начнешь говорить со мной по ночам и во сне, и это будет слаще всего, что ты знал.
К т о-т о: Это уже случилось, но в книжке нет твоего голоса. А я хочу так, как сейчас. А почему я пойду к тебе?
О н а: Из чистейшего злого любопытства, чтобы убедиться, как я не похожа на мою книгу.
К т о-т о: А дальше?...
О н а: А когда ты войдешь, то сразу поймешь, что все пропало. И ты скажешь мне те слова, которые мы оба так хотели бы забыть. Разве такое счастье бывает на земле!
К т о-т о: Увы! - Я уже сейчас помню, как будет пахнуть трагическая осень, по которой я приду к тебе, чтобы погубить тебя, не коснувшись твоей руки, не поглядев в твои глаза.
О н а: И уйдешь. И оставишь дверь таким бедам, о которых не имеешь представления.
О н: А ты?
О н а: Я долго и странно буду верна тебе и холодными глазами буду смотреть на все беды, пока не придет Последняя.
Анна Ахматова "Энума элиш Пролог, или сон во сне"
В общем, фильм определенно удался. Понравился. Раз на какую-то волну вывел. Это железный критерий.