Прочел рецензию на книгу года по
версии британской книготорговой сети Waterstones.
Книжка с феминистским уклоном про молодую женщину, живущую в Амстердаме XVII века с его репрессивными кальвинистскими ценностями.
В рецензии упоминается запрет, введенный властями Амстердама на сладости, детские куклы и вообще на все игрушки, изображающие людей. Не знаю, насколько это правдиво с исторической точки зрения, но вспоминая запреты, налагавшиеся кальвинистами на театры, народные праздники и пр. - готов поверить.
В этой связи вспомнились боевики ИГИЛ - в районах, которые они контролируют, школьниками запретили рисовать цветными карандашами. Вообще их обещание разрушить Мекку как место идолопоклонства, оскорбляющее Аллаха, заставляет вспомнить о католических святынях, разрушавшихся радикальными протестантами во имя чистоты христианской веры.
Суровость, мрачный аскетизм, патриархальность, нетерпимость к оппонентам (вспомним про сожжение Мигеля Сервета, оппонента Кальвина) - внешне все эти движения ваххабистского толка очень похожи на кальвинистов и еще более радикальных сектантов, которые заливали кровью Европу четыре столетия назад.
Но если из кальвинистского наследия вырос капитализм, если верить Веберу, то что вырастет из ИГИЛ и пр.? Занимательный кейс для сравнительного религиоведения.зображающие людей.