Литературный дом - экспертиза пахнет липой

Jan 15, 2011 22:05

Тут бы самое время поинтересоваться мнением прокуратуры. Согласно подписанной Ортом экспертизе, да и со слов замгенерального директора «АвтоКомБалта» Александра Гаврилова, Литературный дом будет снесен полностью.
- Ничего не оставите - даже фрагментов старых фундаментов, никаких других элементов прежнего здания? - поинтересовалась «Новая» у господина Гаврилова.
- Ничего! - уверенно ответил Александр Иванович.
- То есть речь идет о полном сносе и новом строительстве?
- Да, - подтвердил Гаврилов.
Но тогда это никак нельзя назвать реконструкцией.

ООО «АвтоКомБалт», согласно вышедшему в 2005 году постановлению городского правительства, предоставляется право на реконструкцию дома на Невском, 68 - без торгов, в рамках городской программы создания гостиниц. Примечательно, что изначально разрешалось возвести апартамент-отель (такая формулировка позволяет без особых хлопот обращать гостиницу в жилой дом). Предпроектные проработки, выполненные АОЗТ «Архитектурная студия М4», предусматривали создание «апартамент-отеля на девять номеров (трех-, четырех- и пятикомнатных жилых апартаментов), с встроенными помещениями и гаражными боксами в цокольном этаже на пять автомобилей».



Инвестору надлежало сдать объект в октябре 2008 года. Однако сроки раз за разом срывались, но добрая Валентина Ивановна пролонгировала разрешения и в 2008-м, и в 2010-м. Последним распоряжением предписано было убрать определение «апартамент-отель», оставив только «гостиницу». Впрочем, в согласованном теперь Александром Ортом заключении Центра государственной экспертизы указывается, что в каждом из гостиничных номеров (уже числом 28) «запроектированы помещения кухонь, жилые комнаты и санитарные узлы». А паркинг на возросшее число автомобилей разместится не в цокольном этаже, а в подземном.

Реализовать задуманное в стенах старого здания хлопотно и дорого. Дешевле и проще снести все и отстроить заново. Неудивительно, что оплаченная застройщиком экспертиза признала здание аварийным. Как неудивительно и то, что градозащитники в этом усомнились.

- Многие годы тут находился исполком. Нет никаких сомнений, что такие объекты поддерживались в идеальном состоянии, а необходимые профилактические и ремонтные работы проводились вовремя и в соответствии с самыми строгими требованиями, - убежден зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов. - Я видел экспертизу, там нет вывода о необратимой аварийности. А по закону даже аварийные здания в охранной зоне могут быть снесены только в том случае, если эту аварийность нельзя устранить.

Независимые специалисты сходятся во мнении, что эта экспертиза больше похожа на декларирование аварийного состояния, но никак его не доказывает. Чего стоит одно заявление о том, что толстенные кирпичные стены «не отвечают современным требованиям по теплопередаче». В отношении фундаментов, балок, конструкций стропильной системы констатируется лишь, что они «требуют усиления», «нуждаются в усилении или замене» - а это вовсе не повод сносить.

Несмотря на это, делается вывод о необходимости все стены, включая фасад по Невскому, «разобрать и воссоздать заново на новых фундаментах» «в связи с угрозой спонтанного обвала».
Вот интересно - пока сюда не сунулся «АвтоКомБалт», здание благополучно существовало, не выказывая ни малейших признаков дурного самочувствия. А как только зачесались руки устроить тут гостиничные номера с кухнями, тут же замаячил неминуемый обвал. Вице-губернатор Роман Филимонов сомнения градозащитников объявляет необоснованными, заявляя, что экспертизу подписал аж доктор наук. И что с того? Имеющая репутацию архитектурного киллера Татьяна Славина и вовсе академик.

Тут бы самое время поинтересоваться мнением прокуратуры. Согласно подписанной Ортом экспертизе, да и со слов замгенерального директора «АвтоКомБалта» Александра Гаврилова, Литературный дом будет снесен полностью.
- Ничего не оставите - даже фрагментов старых фундаментов, никаких других элементов прежнего здания? - поинтересовалась «Новая» у господина Гаврилова.
- Ничего! - уверенно ответил Александр Иванович.
- То есть речь идет о полном сносе и новом строительстве?
- Да, - подтвердил Гаврилов.
Но тогда это никак нельзя назвать реконструкцией.

И, собственно, прокуратура свои разъяснения на сей счет уже давала. Когда спрашивали у нее, как же можно считать реконструкцией строительство многоэтажного бизнес-центра с подземной парковкой на месте снесенного крохотного флигеля «Водоканала» на Университетской набережной. А там, разъясняло надзорное ведомство, сохраняются фрагменты фундамента прежнего объекта. Так что, согласно Градостроительному кодексу, может считаться реконструкцией. Но в случае с Литературным домом даже такого фигового листа не оставляют. Между тем вся разрешительная документация, начиная от постановления правительства Петербурга и до последних согласований, выдавалась исключительно на реконструкцию, но никак не на новое строительство. Оно вообще в охранной зоне недопустимо.

Здравствуй, Александр Орт, борода из ваты…
До недавнего времени застройщик обладал лишь разрешением на демонтаж аварийных конструкций при условии обязательного сохранения стен лицевого фасада - соответствующее разрешение было выдано службой Госстройнадзора в сентябре.

Но 7 января вдруг начали крушить и их. Со следующего дня градозащитники установили возле Литературного дома одиночный пикет и направили в местное отделение милиции заявление о совершении правонарушения при строительных работах, вызвали наряд на объект. По просьбе режиссера Александра Сокурова на место прибыла глава КГИОП Вера Дементьева, которая заявила, что ее ведомство не давало и не даст согласования на демонтаж фасадной стены. Было объявлено о приостановке разборки здания, однако вскоре она возобновилась.

9 января к Литературному дому приехал Александр Сокуров. Чтобы оценить ситуацию, скрытую от глаз намалеванным фальш-фасадом, режиссер поднялся на крышу соседнего здания.
- Люди работают без страховки, без дополнительного освещения в темное время суток, кругом сплошные нарушения! - поделился своими наблюдениями Александр Николаевич.

Он также рассказал, что в телефонном разговоре Вера Дементьева обреченно признала, что ей не удалось остановить разборку фасада. По предположениям председателя КГИОП, после ее визита на стройплощадку туда же приехали представители службы Госстройнадзора, которые, видимо, подписали недостающие документы, а запрещать снос охранное ведомство не уполномочено.

Сокуров, ранее инициировавший переговоры Смольного с градозащитниками, казался совершенно подавленным.
- Происходящее здесь теперь перечеркивает все наши диалоги с губернатором Валентиной Матвиенко, - с горечью заявил журналистам режиссер.

На следующий день «Живой город» при поддержке волонтеров московского Архнадзора провел народный сход в защиту дома. Собравшиеся попытались пройти на территорию стройплощадки, чтобы встретиться с застройщиком и удостовериться в наличии полного комплекта разрешительной документации, но были остановлены бойцами полка ГУВД. Нарастающее напряжение удалось снять, когда прибывший на место начальник 78-го отдела милиции Валерий Засыпкин предложил отрядить одного из градозащитников для встречи с застройщиком, выразившим готовность предъявить все якобы имеющиеся у него необходимые разрешения.

Делегировали Александра Кононова, вместе с ним внутрь здания разрешили пройти корреспонденту «Новой» и редактору «Карповки.ру» Дмитрию Ратникову.
Александр Гаврилов предъявил выданную Стройнадзором бумагу, разрешающую начать работы… 31 декабря 2010 г. Ну чем Александр Орт не Дед Мороз? Одна незадача - из бумаги этой следовало лишь то, что с боем курантов «АвтоКомБалт» может приступить к реконструкции здания, но никак не к сносу выходящего на Невский фасада.

Господин Гаврилов убеждал Валерия Засыпкина, что и этого достаточно, Александр Кононов настаивал на обратном. Естественно, офицер милиции не мог разобраться в томах экспертиз и проектной документации, выложенной на стол принимающей стороной. Внести ясность могла бы председатель КГИОП, с которой связался по телефону Александр Кононов и передал трубку начальнику 78-го отдела.

Но Вера Анатольевна лишь напустила туману, вконец запутав и без того растерявшегося милиционера.
- В законе черным по белому написано, что исторические здания в охранной зоне сносить нельзя, - напоминает директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. - Закон должны соблюдать все: и застройщик, и Госэкспертиза, вне зависимости от наличия или отсутствия согласования КГИОП. Что он должен согласовывать в такой ситуации - что вопреки закону здание сносить можно? Или просто процитировать закон на тот случай, если его не знают в ведомстве господина Орта?

Если же застройщик получил какое-то разрешение в обход закона, то должен понести за это ответственность, вплоть до изъятия здания и земельного участка, - убежден эксперт.
Тем не менее сторонам удалось договориться о приостановке работ до 14 часов следующего дня, на это время была назначена встреча в Смольном с участием градозащитников и застройщика. По ее завершении вице-губернатор Игорь Метельский сообщил прессе, что до 18 января работы на объекте не возобновятся - за эту неделю градозащитникам надлежит проанализировать всю согласованную документацию, включая экспертизы технического обследования, и либо дока зать их необоснованность, либо смириться с необходимостью полного сноса здания. Однако уже через несколько часов работы по уничтожению Литературного дома возобновились.
Градозащитники готовят обращения в суд и прокуратуру.

Татьяна ЛИХАНОВА
"Новая газета"
прекрасная статья целиком http://www.novayagazeta.spb.ru/2011/01/2

наглость режима, матвиенка - позор Петербурга, разрушение Петербурга

Previous post Next post
Up