В 48 километрах от Лас-Вегаса на границе штатов Невада и Аризона в 1936 году была построена самая большая в мире плотина. В середине 30х годов прошлого века она представляла собой чудо инженерного и архитектурного строительства. Плотина высотой 220 метров перегораживает Черный каньон, шириной в 400 метров! А далеко внизу течет река Колорадо, перед ней раскинулось крупнейшее в Северной Америке, длиной 180 км, водохранилище, рукотворное озеро Мид.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003ctxg/s640x480)
До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах, затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.
В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.
В итоге в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). 24 ноября 1922 была подписана Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины. Но строительство началось лишь в 1931 году, когда Гувер уж был президентом.
Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003gfby/s640x480)
На официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 утвердил официальное название «плотина Гувера».
В 1932 Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.
В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003dad3)
По плотине проходит шоссе 93, связывающее штат Аризона с мексиканской границей.
После террористической атаки 11 сентября 2001 движение автотранспорта через плотину было ограничено. Некоторые типы машин подвергались перед проездом обязательному досмотру с целью исключения провоза взрывчатки.
Именно принятие таких мер подтолкнуло к ускорению реализации проекта строительства моста через Чёрный каньон в обход дамбы Гувера со значительным смещением в плане от неё.
19 октября 2010 года был открыт Мемориальный мост Майка О’Каллагана-Пэт Тиллмана, который существенно увеличил пропускную способность шоссе 93. Предположительная нагрузка моста 17 тысяч грузовых и легковых автомобилей в день. Длина моста - около 700 метров, высота над уровнем реки Колорадо - порядка 300 метров.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003e3t7/s640x480)
Дамба произвела на меня огромное впечатление. Чувствуешь себя просто крохотным человечком, прогуливаясь по ее краю. А еще удивляет, как электрические столбы могут так держаться над плотиной!
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003h4w8/s640x480)
Про дамбу Гувера можно почитать у Ильфа и Петрова в их «Одноэтажной Америке». Они посетили эту стройку в 1935 году, и пообщались с инженером C.G. Tompson, который также работал на строительстве ДнепроГЭСа.
В какой-то серии Джеймса Бонда и Трансформерах подробно показывают эту плотину.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003fb4x/s640x480)
Здесь же много мемориальных досок, памятников и специальный музей. За отдельную плату можно подняться в стеклянную башню или спуститься под землю в машинный зал. Из-за мер предосторожности, с собой можно взять лишь камеру. А вот по поверхности дамбы можно гулять без ограничений. Охраны почти нет. И если вы захотите совершить самоубийство, спрыгнув вниз, то остановить вас сможет только кто-нибудь из толпы туристов.
Говорят, что с момента открытия 112 человек покончили тут жизнь самоубийством, но это полуофициальная информация. Сколько в действительности можно только гадать. Рекордсменом же в Америке считается мост Золотые ворота в Сан-Франциско, порядка 1200 самоубийств.
На холме расположен магазин сувениров, обязательно приобретите там вот такой вот магнит:
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003pxaq/s640x480)
А нам пора пересекать границу Невады с Аризоной и ехать вглубь штата на осмотр гигантской щели в земле.
![](http://pics.livejournal.com/n_zaharova/pic/0003kc2s/s640x480)