До сих пор никто не может внятно объяснить необходимость переименования одной из центральных улиц Твери, а главное - зачем нужна такая спешка в принципиальном для города вопросе.
Вероятно, если бы речь шла о новой улице в построенном микрорайоне города, имя Дементьева должно бы стать одним из первых при обсуждении ее названия. Но бесцеремонное вторжение в исторический центр Твери, многие горожане воспринимают как беспредел властей.
Даже мнение самих жителей улицы Володарского здесь не имеет ключевого значения, в этой ситуации - через колено ломают город, презирая его прошлое, настоящее и будущее. Во имя чьих-то сиюминутных желаний или амбиций.
Для Твери, у которой точно таким же варварским способом на 60 долгих лет отняли собственное имя в угоду власти, любое переименование - это очень болезненный вопрос.
Космические скорости документооборота
В четверг, 25 октября, комитет Тверской городской думы по вопросам местного самоуправления и регламента проголосовал за переименование улицы Володарского в улицу Андрея Дементьева. Четыре депутата «за», один - «против», еще двое - «воздержались». Теперь для принятия решение остается только один шаг - голосование всех депутатов на заседании городского парламента.
В деле о переименовании улицы Володарского поражает скорость. Прохождение документов, необходимых согласований и принятие решений для этой категории вопросов фантастическое. 3 октября «Российский фонд мира» посылает в Тверь письмо, подписанное заместителем председателя организации, на имя главы города Алексея Огонькова с просьбой назвать улицу Володарского именем Андрея Дементьева.
Интересно, что на документе нет подписи председателя правления «Российского фонда мира» Леонида Слуцкого, а также
отсутствует штамп администрации Твери с указанием номера и даты регистрации письма, как положено по законодательству.
Через два дня, 5 октября, Алексей Огоньков письменно просит своего заместителя Владимира Прокудина, который возглавляет комиссию по топонимике при администрации города, рассмотреть и поддержать инициативу «Фонда мира». Затем 9 октября к Огонькову приходят аналогичные письма с просьбами о переименовании от Общественной палаты РФ и некоммерческой организации «Российский книжный союз». В этот же день с кратким текстом «рассмотреть и поддержать» Огоньков отправляет еще два поручения своему подчиненному.
10 октября топонимическая комиссия под руководством Прокудина одобряет инициативу трех организаций. Проходит 9 дней, и 19 октября глава города Алексей Огоньков выпускает распоряжение о собственной правотворческой инициативе об одобрении переименования. В этот же день пакет документов для принятия окончательного решения направляется в Тверскую городскую думу.
Скорость документооборота удивительна по двум причинам. Во-первых, для Твери процесс переименования улиц традиционно сложен и длителен, по вполне понятным причинам к этой теме всегда подходят крайне щепетильно. Достаточно сказать, что за последние 8 лет было всего одно переименование - остановка общественного транспорта «Улица Желябова» в центре Твери у гостиницы «Волга» стала называться «Библиотека имени Герцена».
При этом переименование лишь остановки обсуждалось в различных кабинетах несколько месяцев.
«К вопросам переименования улиц, возвращения старых названий и появления новых, необходимо подходить фундаментально и взвешенно. Необходимо учитывать опыт прошлых лет, а также мнение общественности», - занимал принципиальную позицию предыдущий глава города Твери Александр Корзин.
Вторая причина вполне определенно характеризует отношение нынешней городской власти к топонимике Твери. В мае 2018 года в священном для горожан месте - комплексе памяти у Обелиска Победы - без каких-либо законных оснований был установлен столб, символизирующий государственную границу. Уже полгода этот факт не интересует ни топонимическую комиссию, ни городскую думу, ни главу города Алексея Огонькова.
А что говорит закон?
В Твери порядок переименования улиц регламентируется утвержденным Решением Тверской городской Думы N 177 от 30 июня 2016 года документом с длинным названием «Порядок присвоения наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры в границах города Твери, изменения, аннулирования таких наименований, установки и демонтажа мемориальных досок, монументов, памятников и памятных знаков на территории города Твери». Документ достаточно свежий, но в него уже дважды вносились изменения - в декабре того же 2016 года и в июне 2018 года.
При внесении своей законотворческой инициативы о переименовании улицы глава города Алексей Огоньков ссылается на пункт 2.12., согласно которому «присвоение наименований в честь выдающегося деятеля может производиться только новым объектам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанного лица, за исключением случаев присвоения наименования по предложению Губернатора Тверской области, Главы города Твери».
Здесь необходимо обратить внимание, что «Порядок» в своих пунктах 2.2. и 2.3. различает понятия «присвоения» (осуществляется в случае образования в установленном порядке элементов улично-дорожной сети, элементов планировочной структуры, то есть относится к новым улицам) и «изменения наименований» .
Изменения наименований улиц можно производить только в случаях, указанных в подпунктах 2.3.: изменения границ улиц; выявления ошибок, допущенных при присвоении наименований; восстановления исторически сложившегося наименования улицы; изменения статуса и (или) функционального назначения улицы; устранения дублирования наименований улиц.
Очевидно, что в ситуации с переименованием улицы Володарского в Дементьева речь не идет об ошибках или дублировании, равно как и об изменении ее границ или статуса. Не восстанавливается и историческое название - улица Скорбященская. В связи с каким подпунктом и зачем происходит переименование - не понятно.
Инициатив по возвращению улице Володарского исторического названия Скорбященская в администрации города нет.
Если главе города захотелось переименовывать улицы в Твери и при этом не давать им исторические названия, то, вероятно, сначала нужно было попросить городских законодателей внести соответствующие изменения в «Порядок…» Например, добавить фразу: необходимость изменения присвоенных в советское время названий улицам, когда жители не хотят возвращать историческое название по различным причинам. Нынешние же формулировки не дают ни единого шанса какой-либо общественной организации просить о переименовании уже существующей в городе улицы, оставляя для выдающихся деятелей исключительно новые улицы Твери.
Но если отбросить различия между «присвоением» и «переименованием», то обращает внимание, что «Порядок…» по присвоению наименований предлагает в целях объективной оценки исторической значимости события или достижений лица, имя которого предполагается увековечить, выдержать достаточно большой срок после смерти выдающегося деятеля - 10 лет. Да, «Порядок…» предусматривает исключение, если предложение по присвоению наименования внесено главой города (кстати, в первоначальной редакции такого исключения не было, оно появилось при изменениях в декабре 2016 года). Однако в конкретном случае с улицей Володарского предлагается для нового названия имя человека, ушедшего из жизни 26 июня 2018 года.
- Даже если процедура присвоения инициирована главой города, из текста документа не понятно к какому случаю относится это исключение. Либо к тому, что присвоение наименования улицы в честь выдающегося деятеля может производиться не только новым объектам, но и существующим, либо к сроку, прошедшему со дня смерти указанного лица. Более того, в этом случае, конечно, возможен вариант, по которому улицу в городе можно называть именем живого человека, - рассуждает консультирующий редакцию Tverigrad.ru юрист, предполагающий, что действующий «Порядок присвоения» жестко не регламентирует именно процессы переименования улиц.
На заседании топонимической комиссии не было сказано о том, что инициатива о переименовании улицы Володарского исходит от Алексея Огонькова.
И еще один момент: в любом случае инициатором присвоения названия улицы имени Андрея Дементьева изначально должен был быть именно Алексей Огоньков, а не «Российский фонд мира». Инициативу этой общественной организации о переименовании улицы Володарского в улицу Андрея Дементьева топонимическая комиссия должна была сразу отклонить.
Сложно поверить, что члены топонимической комиссии, в том числе председательствующий заместитель главы города Владимир Прокудин, не знали об этом. Присутствовавший на заседании член комиссии Сергей Шишков подтвердил Tverigrad.ru, что на заседании 10 октября фамилия Алексея Огонькова в качестве инициатора переименования не звучала. Это подтверждают протокол заседания, официальные сообщения муниципалитета, многочисленные публикации в СМИ.
Кто был инициатором переименования также важно и для «экономики переименования». В соответствии с п. 5.1. того же «Порядка…» финансирование работ, связанных с присвоением наименований элементам улично-дорожной, элементам планировочной структуры, изменением, аннулированием таких наименований, установкой и демонтажем мемориальных досок и мемориальных объектов, производится за счет заявителей. И хотя власти сейчас говорят, что никаких расходов не будет, опыт других городов столкнувшихся с переименованием большой улицы свидетельствует, что они обязательно появятся.
И кто тогда - «Российский фонд мира», которым руководит депутат Госдумы от ЛДПР Леонид Слуцкий, или глава Твери, инициативы которого оплачивает городской бюджет, - будет нести расходы, хотелось бы сразу определиться…
Почему Дементьев, а не Лажечников?
Итак, с 19 октября инициатором процесса официально стал Алексей Огоньков. При этом глава города пока нигде не пояснил, почему переименовывать необходимо именно улицу Володарского, а не какую-то другую, не дал оценку Дементьеву, как выдающемуся деятелю, не конкретизировал его вклад в развитие города. И очень важный момент - Огоньков пока никак не объясняет почему этот вопрос требует столь срочного решения. Наверное, как минимум поводом для обсуждения возможности присвоения одной из улиц Твери имени Дементьева могла бы стать, например, годовщина со дня смерти поэта. Хотя бы первая.
Единственные аргументы в пользу переименования можно обнаружить только в том самом письме «Российского фонда мира», но выглядят они странно: «Улица Володарского, на которой стоит Дом поэзии, родная улица Андрея Дементьева. На ней находится Храм, в котором венчались отец с матерью и 1928 году крестили самого поэта. При этом хотим отметить, что имя В.Володарского к истории Твери и Тверской области не имеет отношения и неоднозначно трактуется в истории революционного движения». Вот собственно и всё.
Когда люди, не слишком знакомые с городом, начинают рассуждать о его прошлом и будущем, это выглядит по меньшей мере неэтично. Люди, которые даже не приехали в Тверь, чтобы обосновать свою позицию хотя бы членам топонимической комиссии.
Андрей Дементьев крестился в Скорбященской церкви именно на улице Володарского, а детство и юность провел на соседней Салтыкова-Щедрина. Об этом прекрасно осведомлены краеведы и историки, входящие в топонимическую комиссию.
Если всерьез и вдумчиво рассуждать о некой крайней необходимости переименования улицы Володарского и непременном поиске связанного с ней выдающегося деятеля, то первым в списке должно быть имя Ивана Лажечникова. Фигура достаточно значимая для русской литературы XIX века. Свое самое знаменитое произведение «Ледяной дом» основатель жанра русского исторического романа Лажечников написал в Твери. Причем именно на улице Володарского, где собственно и жил. Более того Иван Лажечников 10 лет занимал должность тверского вице-губернатора.
Но, судя по всему, скончавшийся в 1869 году Иван Лажечников не прошел так называемую проверку временем. В Твери нет даже мемориальной таблички в память о нем.
Целая улица - мемориал одного человека
При всем уважении к Андрею Дементьеву, сегодня в Твери есть Дом поэзии, носящий имя Дементьева, памятник поэтам, на котором дважды увековечен Дементьев. И всё это на улице Володарского. Неужели не очевидна абсурдность ситуации, в которой оба памятных места окажутся еще и на улице Дементьева.
часть 2 - в следующей записи ЖЖ