Россия сообщила о притоке отдыхающих на полуостров, но на Керченской переправе паромы почему-то ходят полупустыми
24.06.2015
Фото автора
В этом году Крым уже посетили около миллиона отдыхающих, заявил крымский министр курортов и туризма Сергей Стрельбицкий. Федеральное же агентство по туризму выдало прогноз, согласно которому новый российский курорт в 2015-м посетят до пяти миллионов. Это не просто цифры, это политика: Россия стремится показать успешность Крыма после его отторжения от Украины. В блогах кипят страсти по поводу правдивости данных, но мы обратим внимание на другое. Привлечь отдыхающих могут лишь цивилизованный сервис, гарантии безопасности и честное признание властями существующих проблем, в том числе на паромной переправе, связывающей полуостров с материковой Россией. В прошлом году переправа стала притчей во языцех, собрав десятки тысяч негативных откликов. Чтобы оценить ситуацию сегодня, корреспондент «Новой» добрался из Краснодара в Крым и обратно.
В пять утра на краснодарском автовокзале немноголюдно, но кассир говорит, что билеты до порта «Кавказ» на ближайшие два рейса раскуплены. «Вы к водителю подойдите», - заговорщически шепчет девушка в окошке. Не вняв совету, беру билет на очередной, еще «не распроданный» рейс в 12.25.
К моему удивлению, свободные места в автобусе есть, и водитель то и дело останавливается на трассе, подбирая голосующих. В порт попадаю после пяти вечера. В прошлом году очередь из машин здесь растянулась на несколько километров. Сейчас ожидают своей очереди не более десятка автомобилей, которые к тому же постоянно перемещаются. Водители довольны. «Паромы сейчас стали ходить отлично, - говорит Николай, который едет отдыхать в Ялту. - Но обслуги маловато, не мешало бы тут наладить автомобильный сервис».
Туристка Светлана сидит с чемоданами на автостанции, рядом с переполненной урной. Считает, что на крымском берегу сервис гораздо лучше, чем на кубанском.
«Во-первых, тут грязно, - говорит Светлана. - Мы ждем рейсовый автобус, туалеты платные, Но туалет, если говорить о чистоте, платным не назовешь».
На всей автостанции с десяток пассажиров. Пустует зал ожидания на паром, а в накопителе всего 6 машин. Чтобы не обвинили в предвзятости, все снимаю на видео. Полицейские дважды проверяют мое служебное удостоверение.
В здании морского вокзала год назад находились представители «Единой транспортной дирекции», отвечающие в том числе за работу парома. Но теперь здесь тишина и закрытые кабинеты без табличек. Подошедший в очередной раз полицейский объясняет, что претензии к работе парома надо предъявлять «где-то в Керчи».
При посадке на паром всех встречает паспортный контроль и досмотр вещей. Потом надо пройти между проволочными ограждениями и, опять же, по паспорту купить билет. У киоска, где продают билеты, очередь из четырех человек. Ждать надо всего пару минут. Переправиться одному без машины стоит 162 рубля, с машиной - 1190. Охранник выходит из будки и запрещает снимать, ссылаясь на указание начальства. Между тем на сайте «Единой транспортной дирекции» работают три веб-камеры, на которых и без меня отлично видны накопительные площадки на обоих берегах.
По официальным данным, между берегами курсируют четыре парома. Правда, ходят они не по расписанию, а, как сказано на информационном стенде в зале ожидания, «по загрузке».
Но загрузки нет: на весь огромный паром «Победа» едва ли наберется 30 пассажиров. Ждать отплытия пришлось минут двадцать, быстрее, чем год назад.
Большинство пассажиров - крымчане. Светлана Чистова живет в Феодосии. Переправой довольна: «В прошлом году было гораздо сложнее, а сейчас ждали ровно 15 минут и на паром заехали». Галина Архипова - из Ростовской области, едет в Крым к родителям. Тоже заметила перемены: «Мы в том году простояли очень долго, ужасно было. А сейчас вообще не стояли».
В пассажирском салоне работают кондиционеры, играет музыка, но почти никого нет. Можно наслаждаться одиночеством, но не позволяет сервис. В баре «чашка» кофе (половина маленького бумажного стаканчика) стоит 80 рублей.
О миллионе отдыхающих, посетивших Крым, республиканский министр туризма сообщил 12 июня. Почти половина из них (45%), по расчетам турведомства, должна была воспользоваться паромной переправой. В связи с этим фотографии пустого парома, выложенные мною в фейсбуке, вызвали жаркую дискуссию. Одни комментаторы доказывают, что туристический поток в действительности огромен, а кафе, вокзал и паром пустуют, потому что переправа идеально отлажена и люди не задерживаются. Другие считают, что российские власти лишь создают видимость благополучия, а на самом деле россияне, зная о санкциях, не особо стремятся в Крым. Третьи говорят, что по-настоящему сезон начнется лишь к концу июля и делать выводы преждевременно. Истина, видимо, где-то посередине, но бесспорно одно: реальное положение дел отличается от сочной картинки на российских телеканалах.
Крымский берег более цивилизован, чище и уютнее. С прошлых времен остались надписи про Wi-Fi. Теперь появились проволочные заборы и вооруженные дубинками охранники в камуфляже.
Работают шашлычные, магазины, кафе, но продавщицы скучают - нет посетителей.
Зато человек с бейджиком «Андрей Железняков» представляется начальником охраны, спрашивает, что я снимаю на видеокамеру, изучает мое удостоверение и предлагает «пройти».
- Здесь снимают, только если генеральный директор разрешит, - смущенно объясняет Железняков. Доводы про законодательство его не убеждают. Подходит и полицейский. В итоге начальник охраны записывает мою фамилию и номер телефона.
Обратно на материк переправляется еще меньше народа. Впрочем, для меня проблема не в пароме, а в автобусах. Оказывается, последний уходит из порта «Кавказ» в 18.20, следующий будет в 10 утра. «Нерентабельно им ездить, возить некого», - объясняет таксист Юра. Отелей, как и жилья вообще, на кубанской стороне не было и нет. Глухомань. Единственный выход - брать такси до Краснодара за 4 тысячи рублей. Или за тысячу, но тогда надо ждать, пока водитель найдет еще трех попутчиков на пустующем вокзале.
Кубань - Крым - Кубань
Евгений Титов