можно ли в России работать честно?

Oct 11, 2013 15:50

Можно. И вот прекрасный пример КАМАЗа. Спасибо oaokamaz. Оригинал статьи
Ровно год в ОАО «КАМАЗ» существует новое подразделение - блок закупок. Перед структурой поставили грандиозную задачу: внедрение принципиально новой системы закупок. О том, к каким результатам привело создание нового подразделения и почему «обиженные» поставщики пишут письма премьер-министру и мэру…

Новая закупочная политика за год освободила «КАМАЗ» от 62 фирм-партнёров, которые не захотели или не сумели встроиться в новую систему. По графику перехода на прямые поставки отношения прекращены с 55 контрагентами-посредниками, по поставкам от изготовителей - с семью контрагентами-изготовителями. Разумеется, тем, кто хотел вести бизнес по старинке, это не нравится.

Минус посредники и монополисты? Плюс 2,5 миллиарда!

Новая схема работы оказалась действенной и уже сэкономила предприятию внушительные суммы. Избавление от посредников (а их число порой достигало 8-10 на одной поставке), монополистов и проблемных поставщиков, сдерживание цен, использование современных методов закупок сберегли для «КАМАЗа» более 2,5 миллиарда рублей с начала этого года.

Лишние и ненадёжные звенья из цепочки закупок должны окончательно исчезнуть, а значит, время тех, кто занимался просто перепродажей или, пользуясь своей монополией, диктовал цены, заканчивается. Прозрачность взаимоотношений поставщика и «КАМАЗа» обеспечивают современные инструменты закупки: определённая формула, влияющая на распределение объёмов поставок и тендеры.

Всё просто  - в тендере побеждает тот, кто может лучше обеспечить три составляющих: качество, стоимость, сроки поставок.

Сокращение затрат и оптимизация процессов закупки осуществляются также за счёт заключения прямых договоров с заводами-производителями. «Мы принесли в закупки цивилизацию, мы очищаемся сами и требуем этого же от поставщиков»,  - комментирует новые формы работы заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по закупкам Рустам Шамсудинов.

Новая закупочная политика за год очистила «КАМАЗ» от нескольких десятков партнёров, которые не захотели или не сумели встроиться в новую систему. Разумеется, тем, кто хотел вести бизнес по старинке, а часто и по «понятиям», это не нравится.

Игры в монополию и шантаж власти.

Показательной стала ситуация с Камским заводом тормозной аппаратуры и агрегатов. ООО «КЗТАА», с которым в рамках нового подхода к закупкам «КАМАЗу» пришлось расторгнуть отношения, раздул ситуацию до скандала республиканского масштаба. Бывшие партнёры «КАМАЗа» считают, что всё должно быть «как раньше». Как раньше - это монополия на поставку тормозной аппаратуры и агрегатов: ежегодно автогигант закупал у КЗТАА изделий почти на миллиард рублей. Как раньше  - это получение металла по льготной цене и продажа изделий из него по цене выше рыночной. Как раньше  - это продукция низкого качества. Несмотря на всё это, руководство КЗТАА не постеснялось призвать в защиту руководство города и республики, грозя уволить свыше 200 своих работников и представляя госорганам выгодные им документы. Так, например, в СМИ появились материалы, где они указывают, что якобы ранее к ним претензий по качеству не было. По всей видимости, представители КЗТАА «забыли» приложить к переданным в СМИ материалам документы, где графически проиллюстрированы зафиксированные «КАМАЗом» проблемы по качеству и технике. Бесконечные преференции монополисту привели к прямой финансовой и репутационной угрозе для «КАМАЗа».

«С ООО  «КЗТАА» был заключен контракт на поставку компонентов и на очистку металла, - сообщает департамент защиты ресурсов ОАО «КАМАЗ». Проверками установлено, что ООО «КЗТАА» не проводит работы, направленные на снижение уровня бракованной продукции, оказывает услуги по очистке металлопроката от окалины и коррозии для «КАМАЗа» по завышенной цене. И - при этой завышенной цене - осуществлял поставку неочищенного металлопроката, который запускался в производство ПРЗ на основании визуального осмотра их представителя.

Проще говоря, работу, за которую на КЗТАА получали деньги, они не выполняли вовсе.

При этом КЗТАА, как монополист, вёл переговоры в агрессивной форме: угрожал повысить цены и заявлял, что «КАМАЗ» и при таких ценах приползёт с заказами на коленях. А потенциальным конкурентам - возможным поставщикам нанесли «визиты», чтобы не допустить взаимодействия с автогигантом.

Ведётся внутреннее расследование Первые замечания к КЗТАА появились ещё в 2005 году, когда завод попал в поле зрения блока безопасности ОАО «КАМАЗ». В 2006 году от правоохранительных структур была получена информация о связи некоторых  руководителей и владельцев КЗТАА и печально известной группировки «48-й  комплекс». Кроме того, были сведения, что предприятие появилось в результате рейдерского захвата другого бизнеса. Эти же лица фигурировали в уголовных делах о подкупе менеджеров ОАО «КАМАЗ» при поставках металлопродукции.

Как и почему некоторые менеджеры ОАО «КАМАЗ» много лет сохраняли отношения с ненадёжным партнёром, покажет начавшееся на предприятии внутреннее расследование. По некоторым данным, на бывшем предприятии-партнёре уже выявились возможные искажения бухгалтерской отчётности с целью занижения налогооблагаемой базы, в результате чего может быть нанесён экономический ущерб ОАО «КАМАЗ» в размере 2,4 миллиона рублей. Соответствующие материалы уже направлены в правоохранительные органы. Для  КАМАЗа» работа с таким партнёром несёт не только финансовые потери, но и  репутационные риски. Передовое предприятие не может сотрудничать с тем, кто обманывает государство и не платит налоги. С проблемным поставщиком автогиганту пришлось расстаться.

Блок закупок в 2013 году установил несколько производителей на территории России, которые выпускают аналогичную продукцию по более низким ценам и на более выгодных для «КАМАЗа» условиях. Впрочем, бизнес есть бизнес. Для тех, кто хочет вернуть заказы автогиганта, есть простой путь: конкурентоспособная цена, модернизация производства, улучшение качества и абсолютная финансовая прозрачность, подчеркивают на «КАМАЗе».

закупки, бережливое производство

Previous post Next post
Up