Почему так изменилось лицо закупок? Может быть, это связано
с развитием рынка снабжения? Новый этап требует новых функций, а для их
исполнения нужны иные навыки и способности. И от маскулинного типа закупок мы
перешли к феминному.
Лихие 90-е
В 90-х решение о закупках принимали в основном руководители
компании. Они же и общались с поставщиками и выбирали товар. А на снабженцев частенько возлагалась задача
забрать, принять, проверить, разгрузить и разложить. Тогда основной целью
снабжения было - обеспечить наличие товара на складе, максимально используя
складские площади. Это, безусловно, мужские функции.
Первый кризис
С 98 года возросла конкуренция за счет большего количества
предложений, после кризиса все считают деньги и на первое место выходит
минимальная закупочная цена. Собственники и руководители отдают взаимодействие
с поставщиками менеджерам по закупкам. Отношения с поставщиками очень даже
оппортунистические, из них надо буквально вытрясти минимальную цену. К тому же,
транспортная логистика и сервис только развиваются и надо пробивать все
возможные инстанции, чтобы товар доставить в целости, сохранности и вовремя.
Эти вопросы, конечно же, лучше решают мужчины.
Разборчивость потребителя
Примерно с 2002 года покупатель уже утолил голод и начал
«ковыряться в тарелках». Он требует качества. И целями снабжения становится
обеспечение стабильного качества. Поднимается тема выбора надежного поставщика.
Кто лучше женщин может выбирать? (улыбка). Но для стабильности нужно еще и
выстроить цепочку поставок, стандартизировать процесс, чтобы был не только
качественный товар, но и качественный процесс. А с этим лучше справляются
мужчины. И поэтому в это время смешанный состав отделов закупок, фифти-фифти.
Интуиция
А где-то с 2006 года в целом по всем отраслям усилилась конкуренция
и на первое место стала выходить себестоимость товара, т.е. стоимость закупки
стали считать не только по закупочной цене, но и по стоимости хранения.
Необходимо было сокращать товарные запасы. Кропотливо посчитать, сверить,
сравнить, и все равно принимать интуитивное решение об объеме. Интуиция и
дотошность - явно женские черты. И именно с этого времени менеджерами по
закупкам все чаще становятся «менеджерицы» (улыбка).
От товара к отношениям
Сейчас рынок снабжения подошел к тому этапу, когда нужно
выстраивать партнерские отношения с основными поставщиками, сокращать лишние
телодвижения в процессах, мягко, но настойчиво требовать от поставщиков
улучшений. Именно поэтому на тренингах все чаще участники обращают внимание на
претензионную работу и аргументацию.
Выстраивать отношения и избавляться от ненужного лучше всего удается женщинам.
Так что, в ближайшее время у закупок будет женское лицо.
Вот такие наблюдения. Любопытно, подтверждается ли это вашим
опытом?
***
Этапы развития рынка снабжения мы подробно разбираем на тренингах
"управление закупками" и "
управление поставщиками": характеристика этапа, на какой стадии находится компания, какие задачи ей нужно решать, какой инструмент использовать. Заказывайте в корпоративном формате!