Оригинал взят у
malishivnirvane в
Правила хорошего Первого Путешествия Здравствуйте, дорогие сообщники!
Я довольно часто путешествующая в одиночку мама с двумя маленькими детьми. Старшему моему сыну 4 года с небольшим, младшему почти 2, оба очень активные и шумные. Готовила обширный материал про путешествия с детьми в свой блог и решила вот сначала принести пользу здесь :) Планирую запостить его двумя-тремя частями, по мере написания. Очень надеюсь, что эта информация окажется для Вас интересной и полезной.
Самостоятельные путешествия - одно из моих хобби. Когда детей еще не было, я одна или с мужем посетила без помощи турфирм (и иногда не без помощи hospitality-club и couch-surfing) не одно сказочное место . А когда стали появляться дети... ничего не изменилось. Мы продолжили путешествовать, но уже с детьми. :) Пришлось, однако, выработать свод нехитрых правил, чтобы это стало возможным с минимальным ущербом для обеих сторон и c максимальным всеобщим удовольствием. :)
Итак, если Ваш ребенок еще кроха, а сидеть дома уже нету сил, Вы можете начать планировать свое Первое Путешествие, только не нужно обманывать ни себя, ни окружающих: Вы это делаете прежде всего ради себя, а не для ребенка. Хотя, как говорится, если маме хорошо, то и ребенку-тоже. ;)
Далее. Вы и сами, конечно, понимаете, что ни в коем случае нельзя ребенка мучить! Посему, прежде чем покидать родные просторы, стоит проверить свое дитя на "прочность" - можно, например, вывезти его пару раз на дачу или в гости в автокресле, чтобы понять, как вообще он относится к дороге. Если все нормально, малыш бодр и весел, с интересом глядит в окно или мирно спит, то при прочих благоприятных условиях (о которых речь пойдет далее) можно отправляться в манящие дали.
Возраст, в котором можно начинать дальние выезды, - понятие субъективное. Кто-то из моих знакомых путешествует с детками всеми видами транспорта, включая самолет, начиная с 2 месяцев, а кто-то не решается побывать в Турции и с четырехлеткой. В этом вопросе мама всегда права - только она чувствует своего ребенка и знает все о состоянии его здоровья и слабых местах.
Не могу забыть, как в ночной автобус, следующий с тайского материка на острова, грузилась молодая пара бэкпэкеров с коляской, в которой спала месячная малютка! На мой личный взгляд, это - стопроцентный экстрим. Хотя с другой стороны, я об этих людях ничего не знаю. Может быть, обстоятельства вынудили их везти кроху из безумно душного майского Бангкока на юг 10 часов с остановками, а потом пересаживаться с ней на паром и катера, везущие непосредственно к островам. Вопреки стилю, они транспортировали девочку не в слинге, а в большой комфортабельной коляске, явно создавая себе неудобства.
Со своими детьми в Азии я не была ни разу и пока не собираюсь - считаю, что до таких тяжелых перелетов и радикальных смен климата мы еще не доросли.
С другой стороны, многие мои знакомые месяцами живут в Таиланде или в Индии с детьми и считают, что ради полугода вечного чистейшего фруктово-морского лета можно один раз перетерпеть девятичасовой перелет.
Есть и компромиссный вариант - сразу родить ребенка в Азии, и тогда уже не придется никуда его везти - новоиспеченная крошка останется с Вами в "раю" на неопределенный срок. Между прочим, я не шучу. В Таиланде, например, известно высокий уровень медицинского обслуживания, а одна моя знакомая периодическими наездами лечила в одной из тамошних клиник бесплодие (в Москве ей ничем не смогли помочь). Знаю, что на севере Таиланда, где-то в Индии и еще в египетском Дахабе есть центры естественных родов и целые русские общины. Я вот тоже собиралась рожать второго сына в Дахабе и даже уже договорилась с неуловимой Леной Фокиной, но все карты спутал мой брат (три дня подряд названивая и "промывая мозги"), а рожать с домашней акушеркой в ванне/море на чужбине без абсолютной уверенности в успешном исходе дела - столь же абсолютное безумие. Хотя, возможно, и с уверенностью - безумие (я еще подниму эту тему и расскажу, как, испуганная первыми родами, искала домашнюю акушерку для вторых и что из этого получилось). Как бы то ни было, второго ребенка я осталась рожать в родном Питере - в "Радуге". :)
Но вернусь к путешествиям. Впервые мы поехали с первенцем за границу, когда ему исполнилось 5 месяцев. Стоял теплый сентябрь, и пассажиров уже пригласили на посадку в самолет Петербург-Кельн/Бонн. Тут-то Тимофей и преподнес нам сюрприз. Сюрприз восхитительно пах и узорно украсил правый рукав папиного свитера. Пока папа, чертыхаясь, отмывал себя и чадо холодной водой в туалете, я стояла у автобуса и просила "немножко подождать". :))
Подитог: с ребенком в дороге будьте готовы к любым неожиданностям! :)
Ликбез про самолеты.
Билет на Тима мы брали младенческий, без места: у всех известных мне авиакомпаний человек до 2 лет именуется infant-ом и провозится за символический сбор, если только Вы не захотите купить ему отдельное место для собственного удобства. В этом случае infant полетит по детскому тарифу, который дешевле взрослого на 10-25%, в зависимости от авиакомпании-перевозчика.
В самолете Вам выдадут специальный детский ремень, который прикрепляется к взрослому, и когда загорится сигнал "пристегните ремни", малыша потребуют посадить на колени и пристегнуть этим ремнем. Сразу просите стюардессу принести Вам пару пледов и подушек, пока ушлые пассажиры все не разобрали. :) Все это добро дезинфицируется после каждого рейса и выдается на руки в запаянных пакетах, так что Вашему ребенку ничто не будет угрожать.
Говорят, что в некоторых самолетах младенцам ростом до 74 см, кажется, предоставляют специальные люльки, куда их можно положить, и родителей сажают на первые места, где эти люльки, собственно говоря, и находятся, но я, сколько ни летала, такого девайса ни разу в глаза не видела. Да и родителей с маленькими детьми в самолете обычно больше, чем первых мест.
Если Вы раскошелились на отдельное место для своего малыша, будьте готовы к тому, что Вас все равно попросят на взлете/посадке держать его на руках. В остальное время будет удобно взять с собой в салон личное автокресло-переноску, которое устанавливается на купленное место и пристегивается к нему штатным ремнем безопасности. Но и тут могут быть подводные камни. Например, по правилам немецкой авиакомпании, которой мы летели, в салон самолета допускались автокресла только одобренных перевозчиком марок, а именно, ведущих немецких Romer и Britax :9. Все эти щекотливые моменты стоит выяснить со своей авикомпанией перед полетом.
У нас как раз была переноска Romer, и мы ее с собой взяли. Зачем? По прилету мы планировали продолжить путешествие на арендованном автомобиле, а поставить в него собственное автокресло оказалось надежнее и дешевле, чем прокатное (за которое придется выложить дополнительно примерно 50 евро). Далее, мы могли сдать свое автокресло в багаж на регистрации, но предпочли взять его с собой в салон в надежде, что нам позволят куда-нибудь его поставить. :)
Нам позволили. Еще на регистрации сотрудница, поглядев на нашу теплую компанию, не стала никого "подселять" в наш трехместный ряд. И автокресло любезно пропустили в салон без билета на третье место, хотя это и было против правил. Впоследствии я вообще пришла к выводу, что сотрудники авиакомпаний, как правило, особенно дружелюбны и лояльны к пассажирам с маленькими детьми. Стюарды иногда даже по собственной инициативе пересаживают "третьего-лишнего" в другой ряд, при условии, что в самолете достаточно свободных мест, да и сосед вряд ли устоит перед Вашей просьбой, высказанной в дружелюбной и вежливой форме, и с легкой руки стюардессы поторопится избавиться от беспокойного соседства. :)
В каких случаях придется пересесть Вам? Если Вы умудрились зарегистрироваться с ребенком на места у эвакуационных выходов. На этих местах детям сидеть не позволено ни у одной авиакомпании, и стюарды незамедлительно произведут рокировку.
Лично я никогда отдельного места для своих детей до двух лет не покупала. И не раз летала одна с двумя малышами. Даже когда третьего места для нас не находилось, дорога оказывалась вполне сносной.
Но вернусь к своему Первому Путешествию. Грудничков рекомендуют прикладывать к груди при взлете и посадке - это позволяет им избежать боли в ушах. Это действительно так - дети совершают сосательно-глотательные движения, и мамина грудь на взлете выполняет для них роль барбариски :)
И вот еще важный момент. Очень, ну очень(!) помогает слинг с кольцами! Я без него в самолет даже не захожу, особенно, если со мной еще один ребенок ;) Со слингом освобождаются руки и повышается безопасность. Слинг с кольцами или, как его еще называют на специализированных сайтах и форумах, ССК (это аббревиатура) дарует массу возможностей: подняться/спуститься по трапу с сумкой, зайти в туалет, когда младенца не на кого оставить, укачать ребенка на сон (я в самолете могла уложить спать своих детей только так), создать ребенку камерную атмосферу при кормлении грудью, прикрывшись широким "хвостом" и при этом отгородиться от ста скучающих и глазеющих на Вас пассажиров.
Почему я советую именно слинг с кольцами? Он наиболее компактен и прост в обращении!
Все, ода слингам закончена, возвращаюсь к рассказу. :)
Игнорируя наши с мужем волнения, Тимофей мирно сосал грудь, пока стюардесса объясняла, как пользоваться спасательными жилетами, а потом уснул прямо на взлете, пристегнутый на все ремни в своем родном автокресле, и не просыпался вплоть до посадки. :) Отличное начало Первому Путешествию было положено.
Уже ночь, дети давно спят, и мне пора закругляться.
Спасибо за ваше внимание :) Был ли этот пост интересен? Продолжать ли мне?
Продолжение про детей и самолеты тут.