Практично
бабусина скриня тільки чужа. ))))
Оригинал взят у
lerrona в
Машина времениСоставляла я как-то свое генеалогическое древо. Расспрашивала бабушку (папину маму) и ее сестер - о родных, о том, как они жили. Непередаваемые ощущения! Будто погружаешься в ту эпоху - узнаешь историю семьи, лучше начинаешь понимать близких людей...
В этом посте хотела бы поделиться некоторыми зарисовками с фотографиями из жизни в украинском селе 1920-х - послевоенных годов (в основном речь будет идти о быте) - результате моих расспросов и поездки к родным в с. Решетиловка (под Полтавой).
Небольшое предисловие: моя прабабушка Александра (в семье Саня) родила 3-х дочерей - Ольгу, Галю (моя бабушка) и Любу. После войны осталась без мужа. По хозяйству помогали четверо братьев. Жили бедно, но дружно.
Быт
- Жили в хате из глиняных кирпичей, сверху на крыше - солома.
Пол - земля, помазанная глиной и устланная соломой. На Троицу была «Зелена неділя» - его устилали травами - полынью, чабрецом, васильками. Аромат был!
Дом состоял из двух частей. В одной жили, а во второй (в чулане) были огородные принадлежности. Отдельно стоял сарай.
В заброшенной деревне удалось найти хату еще тех построек:
(а окна какие крошечные!)
- Зимой в хате было очень холодно, грелись на печи.
У кого-то осталась как раритет в подвале -
- На стенах висели семейные фотографии. Особое место в доме занимали иконы: Иисуса Христа, Божьей Матери, Николая Угодника, св. Катерины - самая большая. Иконой Божьей Матери (слева на фото) венчали в 1926 году моих прадедушку и прабабушку. Эта икона минимум с 1925 года. Рассматривая ее вблизи, удивило, как богато, несмотря на небольшие возможности того времени, она украшена.
- Когда прб. Саша готовилась родить младшенькую Любу, достала из сундука старые сорочки и порвала на пеленки.
Кстати, сундук, в котором хранились вещи, выглядел так:
- Воду доставали из колодца. Какая-то речка была, но далеко. Вблизи было только болото, в котором женщины замачивали коноплю для одежды.
- Пользовались керосиновыми лампами:
Питание
- Варили борщи (прб. Саня в борщ перетирала пшено), каши, делали вареники, пекли пирожки.
Сушили в печи фрукты, зимой варили компоты. Молочное свое было - молоко, сметана, сыр (творог), масло. Коров держали, были куры, свиньи. Овощи солили - огурцы, помидоры, капусту бочками квасили. Из свеклы делали свекольный мед - варили, процеживали. После войны это было единственным лакомством.
- В голодовку 33-го прб. Саня варила из сорняков похлебку (вода на травах) и делала лепешки.
Одежда
- Одежду делали сами. Это был длительный и трудоемкий процесс -
выращивали коноплю, собирали, замачивали ее на 2 недели в болоте. Затем били, мяли ногами, сушили, вычесывали - получали нити. Их красили (красителями были ягоды бузины - давали сине-сиреневый цвет, шелуха лука, листья ореха). Дальше делали нитки, пряли. Готовые рубашки сушили на солнце. Затем делали на них вышивку.
Ниже одежда, которую сделала моя прабабушка и которая была типична для украинских женщин Полтавщины того времени:
- Все женщины ходили в платках - считалось, что голова у женщины должна быть покрыта. И короткой одежды у них в то время не было, поэтому на поле по жаре работали с длинными рукавами.
- Стандартный набор повседневной одежды включал юбку, рубашку, корсетку (жилетку с коротким рукавом), жупанык, платок на голову, обувь.
(бабушка Люба (лет в 15) в украинском национальном костюме)
Разное
- Обязательно отмечали церковные праздники: Рождество, Пасху, Троицу.
Дня рождения не отмечали. Только год ребенку.
- Ходили много - 12 км от одного села до другого.
В школу было идти 4 км (в одну сторону).
- Носили в город (за 10 км) на продажу домашние продукты. На вырученные деньги покупали спички, мыло, соль, нужное по хозяйству.
Как-то б. Оле пришлось нести сумки (по 10 кг каждая) со сметаной и творогом - даже не как было "переменить" руки, чтобы отдохнули.
- Все село («хутор») могло носить одну фамилию - например, Варвянские, Шрамки - хотя жители его не были родственниками.
- Раньше "в цене" были женщины в теле. Прб. Саня одевала больше юбок, чтобы казаться толще.
- После войны семьям устанавливались нормативы по сдаче государству яиц, мяса в качестве налога. Они и сами не наедались, а тут еще приходилось большую часть отдавать. Специально для этого держали еще кроликов.
- У прб. Сани был красивый голос, что в то время ценилось как один из самых главных талантов. Ведь песня была одной из немногих отрад.
- Бабушка Оля рассказывала, что за целый день и 5 минут не было, чтобы посидеть и просто поговорить. У каждого были свои обязанности, причем их никто не распределял - каждый сам как-то знал, за что отвечает.
Утром вставали чуть свет, кормили домашних животных, доили коров, затем шли на поле, после была работа по хозяйству. А вечером… вышивали под лампадкой, потому что количество вышитого считалось показателем «хорошей хозяйки».
Такой вот экскурс в историю. Надеюсь, он поможет кому-то лучше понять, как жили многие наши предки, сколько они для нас сделали, уже просто выжив в таких условиях... Светлая им память!