Мозг ребенка и его эмоциональное развитие

Jul 28, 2014 10:22

Оригинал взят у getnewpost в Мозг ребенка и его эмоциональное развитие

В октябре прошлого года я посмотрела прекрасную лекцию Т.А. Строгановой "Ребёнок: развитие, обучение и аутизм".  С этого момента для меня началось увлекательнейшее путешествие чайника психолога в мир исследований работы человеческого  мозга. Недавно модераторы попросили меня немного поделиться с сообществом чудными открытиями, подготовленными нам духом просвещения, чтож  - охотно делюсь!

Лекцию очень рекомендую, кстати,  всем заинтересованным, ну   или хотя бы первые полчаса из неё. Я сейчас в принципе все то же самое перескажу своими словами, но лекция совершенно великолепна, в первые полчаса Татьяна Александровна рассказывает основные вводные, которые хорошо бы знать про формирование нервной системы и мозга ребенка. Вторые полчаса посвящены аутизму, а потом еще час ответам на вопросы аудитории, в том числе затронуты такие животрепещущие темы как ранее развитие, изучение иностранных языков в детстве, некоторые вопросы ухода за младенцами, например Татьяна Александровна  развенчивает миф о вреде укачивания. В общем, лекция очень хороша, в частности, для меня она послужила великолепным подготовительным материалом к началу чтения книги Сью Герхард, которую я  тоже сейчас буду активно цитировать и пересказывать своими словами.

Начну со своей любимой картинки :)



На ней изображена динамика плотности синаптических контактов в трех участках коры головного мозга ребенка - в первичной зрительной коре, первичной слуховой коре и в префронтальном участке( Т.А. Строганова её использует в лекции)


Каждый кто посмотрит на эту картинку, в первую очередь обратит внимание, что  у детей плотность синаптических контактов значительно ВЫШЕ, чем у взрослых. То есть, развитие нейронной сети связей в мозге не идет линейно и поступательно, и зрелость того или иного участка коры мозга наступает не тогда когда  количество связей достаточно увеличится, а тогда, когда оно достаточно сократится. И через такую кривую  проходит каждый участок коры мозга, причем максимальный темп этих процессов наращивания-сокращения связей приходится на первые 3-4 года, когда через точку максимума могут проходить сразу несколько участков коры головного мозга, устанавливая связи друг с другом и с другими отделами мозга.

Проще говоря, прежде чем мозг ребенка станет мозгом взрослого - он очень, очень отличается от мозга взрослого! Там идут процессы, которые в мозге взрослого уже не идут, там возникают такие особенности восприятия мира  - которые мы, взрослые, даже не можем вспомнить из собственного детства, и тем более - нам трудно их понять.
В частности, каждый участок коры мозга, переживающий резкий рост нейронных связей,  рождает у ребенка свой специфический период особенной восприимчивости и особенных потребностей, т.н. период сензитивности к тому или иному виду стимулов, ощущений или человеческих взаимодействий. И естественно, в эти периоды и поведение ребенка значительно изменяется, раз изменяются восприятие и потребности.

Начнем с возраста 1 год - обратите внимание на графики выше, вы легко заметите что в возрасте примерно одного года на графиках прорисовывается сразу два экстремума - в первичной зрительной коре количество связей начинает быстро падать, а в первичной слуховой - расти. Это - кризис года. Вот он, красивый и наглядный, и  тут должно стать стыдно тем детским психологам, которые в 2014 году все еще смеют утверждать, что никаких возрастных кризисов нет,  а есть только ошибки воспитания.  Возрастные кризисы,  - как изменение восприятия мира, ведущее к изменению реакции на привычные стимулы и к изменению поведения в привычных ситуациях, не только существуют, но  даже обнаруживаются на МРТ :)

Здесь на графике, к сожалению, не отображена динамика плотности нейронных контактов в еще одном  важном участке коры мозга - в орбитофронтальном участке(  или глазнично-лобная зона, как он назван  в книге Сью Герхард ) Сью Герхард ооочень много внимания уделила в книге развитию этой зоны, ибо она обладает рядом важнейших для человека свойств -  например, связывает  друг с другом ощущения из сенсорных зон коры(к которым как раз относятся первичная зрительная и слуховая зоны)

В глазнично -лобной зоне в возрасте одного года тоже быстро растет количество нейронных связей и их пик приходится на период примерно между годом и полутора годами, то есть количество связей там в период кризиса года достаточно большое и близко к максимуму, но еще не начало сокращаться.

Что это все значит,  для нас - родителей и детских психологов? :)

Это значит что у ребенка в этом возрасте меняется восприятие - благодаря уменьшению контактов в зрительной коре и увеличению в глазнично-лобной, ребенок начинает видеть  образы, выделять последовательности. В гештальт-психологии есть для этого явления емкое понятие - "формирование гештальта"( Т.А. Строганова в лекции говорит о способности видеть цельные зрительные паттерны). То есть ребенок начинает не просто глазеть по сторонам и обращать внимание на то, что само бросается в глаза - яркое, движущееся и т.п.  - он начинает видеть все иначе, по новому;  он видит зрительные паттерны и связывает их с другими ощущениями - звуковыми, тактильными. А так как количество связей в слуховой коре как раз растет - ребенку  действительно важно, чтобы ему называли все словами, чтобы на зрительный паттерн у него накладывался еще и словесный.
Так мозг годовалого ребенка активирует и  укрепляет связи между сенсорными участками и глазнично-лобной корой, что, кстати, порождает приятные ощущения и уравновешивает эмоциональное состояние ребенка.  На некоторых детей этот механизм действует настолько сильно, что одно только проговаривание и озвучивание происходящего способно успокоить ребенка и отвлечь его от неприятных ощущений. Так формируются связи между глазнично-лобной зоной и лимбической системой мозга - миндалиной, гиппокампом, гипоталамусом. Эти связи помогают установить новый способ регулирования эмоционального состояния , Сью Герхард всячески его расхваливает и превозносит в книге. Со временем у ребенка будет не только возможность отреагировать теми или иными реакциями на стимулы извне - обрадоваться, расплакаться, напасть или убежать( и тому подобные реакции парасимпатической разрядки), но и получить эмоциональную  разрядку через  общение, взаимодействие с окружающими, разделить с ними свои эмоции или разделить эмоции окружающих. Этот механизм Сью Герхард описывает как надежный механизм стрессового регулирования, предотвращающий застревание в стрессе и негативные последствия от него.  Так у ребенка появляется новая сфера - сфера отношений, где возникают свои потребности и свои источники ресурсов, для удовлетворения других потребностей.

И еще, помните рекомендации не показывать ребенку мультики как минимум до достижения им двух лет? Эти рекомендации основаны как раз на повышенной плотности контактов в первичной зрительной коре, так как для ребенка мультфильмы являются слишком сильной стимуляцией. Наверное, многие мамы замечали, что ребенок  в этом возрасте и даже в более старшем сразу же просит грудь, стоит сесть смотреть телевизор или кинофильм. (я даже случай отлучения ребенка по этой причине знаю :-() Это происходит потому, что  видеоряд для ребенка в этом возрасте является слишком сильной стимуляцией(представьте себе, каково было бы вам смотреть кино на огромном экране, в ускоренном режиме и в слишком ярких, кислотных цветах). А сосание является не только способом успокоиться, но и способом, с помощью которого мозг ребенка производит обработку и интеграцию сенсорных стимулов - зрительная кора мозга испытывает сильное возбуждение и этому возбуждению нужно куда то уйти, чем то упорядочиться.

На сегодня пока все, но как говорится, "продолжение следует..." :) В следующей части поговорим о двухлетках и тех потрясающих изменениях в работе мозга, которые приводят к рождению личности человека.

Next post
Up