ЭКСПЕРТ-КОМНАТА. 15 ЛЕТ КАК ОДИН КОНЦЕРТ.

Jan 03, 2009 22:16

Начать можно просто: 'Алисе' - 15 лет. Потому как 'Алиса' (по настоянию ее лидера) - группа культовая. Культовая - это когда поклонники перед концертом с воодушевлением цитируют не только тексты песен, но и интервью своего гуру. Воспроизводя его интонацию и мимику.
'Алиса' посетила наш город вторично. И даже в честь юбилея не изволила дать концерт в одиночестве, прихватив в собой 'Агату Кристи' и Бека Хана. Бек Хан, по крайней мере, молодой протеже Константина Кинчева, и его загадочный образ вызывает ностальгическую слезу у старых 'киноманов'. А какое отношение к 'красно-черным чудесам' имеет 'Агата Кристи' - вообще непонятно. Очевидно, с юбиляром они 'дружат семьями', но ведь дружба дружбой, а музыка и аудитория у них абсолютно разные. Возможно, 15 лет - пенсионный возраст, и 'Алиса' решила работать на половину ставки?
Анонсируя свой тур по стране, К.Кинчев обещал представить ретроспективу всего творческого пути группы. Однако в Нижнем Новгороде ретроспектива получилась какая-то ущербная: 'Алиса' агонизировала на сцене чуть более часа. Впрочем, все программные хиты были выданы как положено. Плюс несколько песен с нового, еще не оконченного альбома 'Солнцеворот'. Хотя и вещи десятилетней давности в свете нынешнего дня прозвучали вполне уместно:
И гласность имеет свой собственный голос,
Но за гласностью - негласный надзор,
А если тебя выбирают мишенью,
То стреляют точно в упор.
И все же, когда Кинчев поет сегодня 'мое поколение молчит по углам', это вызывает разве что усмешку, потому что 'его поколение', скорее всего, делает бизнес и вовсе не нуждается в 'пульсе великой любви'. Но шестнадцатилетние воспринимают хит 'на ура'.
К чести 'Алисы' надо сказать, что песни исполнялись нон-стопом. Кинчев не разменивался на лирические отступления и заигрывания с публикой, выдав (в который раз!) колоссальную энергетику. Особенно явным это было на фоне опиумной 'Агаты Кристи'. Хотя не думаю, чтобы это выступление 'Алисы' чем-то кардинально отличалось от всех концертов последних лет. В лучшем случае, это профессионализм. В худшем - 'инерция стиля'.
Так что юбилейный тур - это всего лишь повод для взгляда назад, он обязывает к подведению некоторых итогов: 'А ты хоть раз попробуй оглянись да посмотри, что сумел, что сделал и кто этому рад'.
Что обычно подразумевают, когда говорят об 'Алисе'? Во-первых, истовость, драйв ив меру тяжелую музыку фольклорно-балладного замеса. Во-вторых, сказочность и мистицизм стихов Кинчева, их колдовскую образность, порой по-имажинистски вычурную: 'Душа - это птица. Ее едят. Мою - жуют уже сорок лет'. И, конечно, магический театр, завораживающее лицедейство, артистизм и пластику, красно-черные сценические эффекты. 'При свете лунных брызг я играю жизнь...'
Набрав скорость в маршах 80-х, в 1991 году 'Алиса' разразилась альбомом 'Шабаш' - наиболее сильным поэтически и энергетически (и, как следствие, наименее растиражированным). 'Шабаш' покорял не только драматическим накалом и цельностью, но и неожиданной для гимново-плакатной 'Алисы' исповедальностью, пронзительностью Слова:
Вот он я, смотри, Господи!
И ересь моя - вся со мной:
Посреди грязи - алмазные россыпи,
Глазами в облака, да в трясину ногой...
Достигнув вершины, 'Алиса' покатилась под гору. Записала металлическую 'Черную метку' с ее деланным надрывом. Собрала юношеские опусы в альбоме 'Джаз'. Наконец, выпустила безукоризненно стерильного, но вторичного 'Дурня'. И вернулась к своему беспроигрышному методу - проповедничеству. На словах Кинчев всегда открещивается от любой проповеди и дидактики. Но фактически теперь он декларирует со сцены (пусть убедительно) свои (пусть самые искренние) религиозные взгляды. Как, например, в новой песне 'Православные'. А 'Готовы ли мы отвечать?' вообще смахивает на песнопения американских миссионеров. Сегодня Кинчев демонстрирует слушателям не сумбур страстей, а кристально ясный вывод, не путь, а итог. Хочет он того или нет, но есть в этом ощущение конечности, 'последней правды'. В принципе это замечательно, если человек обрел, наконец, стержень, точку опоры. Вот только упаси Бог остановиться на этом и превратить свою веру и свое творчество в эдакую золотую мумию.
О.ГОРНОВА.
Previous post Next post
Up