Мой особенный путь в танце... (КИ, КТ, аргентинское танго) - Люди, которые меня научили, и их имена.

Dec 20, 2012 02:12


До того, как в конце августа 2009 года я впервые попала на класс по контактной импровизации, я не занималась никакими танцами и никаким видом спорта. Я думаю, что всё, что я имею сейчас - в теле и танце - я имею благодаря какому-то очень правильному для меня пути, людям, которых я встречала в нужное время в нужных местах и своему желанию. И по себе знаю, что

практика происходит не только в аудиториях, она происходит в обычной каждодневной жизни, может происходить в каждом шаге по улице.

Своим настоящим знакомством с Контактной импровизацией я считаю начало декабря 2009, воркшоп Марины Коноваловой - моего первого учителя, а теперь и большого друга. Это был фундамент, к которому я так или иначе возвращаюсь постоянно и до сих пор. Этот воркшоп так и остался для меня чем-то загадочным и неповторимым. То, что мы делали там, то, как работала с нами Марина - больше ничего подобного ни на каких занятиях я не видела и не встречала. Нас было шесть человек, из которых пятеро начинающих, почти весь первый день мы провели на полу в самостоятельной работе, и только под конец дня таки коснулись партнёра... И когда мы в прыжке, без рук залетали друг другу не плечо в конце воркшопа - было совершенно непонятно, как это работало. При том, что никакой акробатике и никаким физическим приёмам нас никто не учил.

Тогда Контактная импровизация представилась мне чем-то, лежщим за гранью обычного человеческого понимания, обычных законов физики и привычной человеческой логики. Вопреки всему, что внутри меня хотело сказать: "Это невозможно!" - тело, моё собственное тело, и также сознание - объединялись и делали. То, что мне самой казалось невозможным. И это не было так уж просто. И в этом было что-то почти что инопланетное.

Дальше было очень много воркшопов, классов, фестивалей и учителей. И практически сразу я поняла, что контактных импровизаций - бесчисленное множество. Почти столько же, сколько людей преподают.. А может быть, столько, сколько людей танцуют :) Важными и "смыслообразующими" для меня стали очень и очень многие, каждый в своё время. Как я уже писала, часто учителя становятся друзьями, а друзья - учителями, и иногда можно учиться, просто наблюдая за человеком, как он учит или учится, танцуя с ним или просто видя, как он танцует.

Натанья Ден Бёфт (Natanja Den Boeft), с которой я познакомилась на Московском фестивале 2011 года, и чья контактная импровизация была наиболее близкой к тому, с чего я начинала (да-да), произнесла одну фразу, ставшую для меня знаковой:

«Мы либо сопротивляемся, либо сдаёмся, а есть кое-что посередине».

Это для меня и про Контактную импровизацию, и про мой путь в ней, и про жизнь в целом. Мы ходим по этой Земле, можно сказать, как по танцполу, касаясь людей, мест, событий. И можно существовать и в первых двух системах - и в жизни, и в танце можно сопротивляться или же сдаваться тому, что происходит. Как правило, эти пути настолько привычны, что мы и не замечаем, и не называем их, и, может быть, даже не отделяем одно от другого. Всё превращается в чередующийся поток эмоций и движений. Но если остановиться и осознать, что происходит, что именно я делаю, то становится возможным обнаружить это "кое-что посередине", которое для меня и есть настоящее взаимодействие - с чем и кем бы то ни было.

И раз просто сказать эти слова, вовсе не значит, что так просто найти само это ощущение.

Другой замечательный педагог и танцор, чуткий и точный человек Кей Джей Холмс (K.j. Holmes), воркшоп которой по BMC в октябре 2012 был одним из лучших учебных процессов в моей жизни, часто повторяла: замечайте состояние перехода (transition) между двумя состояниями. Этот переход существует всегда, но как правило мы уделяем внимание лишь начальной и конечной форме, не осознавая само преображение. Как в шаге - мы не замечаем, как переносим ногу, знаем только, как её ставим. Для меня эта идея соседствует с предыдущей, ведь именно в состоянии перехода я сталкиваюсь с истинным собой в здесь и сейчас, вне конкретных форм, между тем, откуда я ушёл и куда я иду, и, возможно, если я честно окажусь посередине, то  "то, куда я иду" может вполне реально измениться и удивить меня.

"То, куда я иду" - это такая же полумифическая штука, как и "кое-что посередине" :)

И мне кажется, что все выдающиеся мастера контакта работают где-то в этих категориях. Один из моих любимых учителей и танцоров Рэй Чанг (Ray Chung)

Для меня Контактная импровизация это обязательно про радость и не обязательно :) Для меня она - действительность. Про прорывы и радость, возникающую за ними. Прорывы через то, что я привыкла считать собой, к своей истинной природе.

Форма, к которой идут от сути, форма, которая обусловлена содержанием.

Бибби Виндберг (Bibbi Winberg), Данья Элраз (Danya Elraz), Арие Бурштейн (Arye Bursztyn), Катя Басалаева .... и многие многие многие. Спасибо организаторам фестивалей, дающих возможность встретить всех этих замечательных людей...

Тем, что условно называется КонтакТанго, я занимаюсь уже больше двух лет. Началось с первых семинаров Лейлани Вейс (Leilani Weis) в Москве и Киеве и снова Москве. Тогда для меня контактанго было чем-то цельным и единым, таким, каким его представляла Лейлани - мощным и одновременно нежным танцем, с большой долей перформанса. В первых своих занятиях я просто копировала её форму - Лейлани сама часто говорит, что подражание - один из способов осваивать новое. Вот и я подражала любимому учителю :)

Затем я познакомилась в Питере с Габриэль Кох (Gabriele Koch) - это было совершенно другое контактанго. Собственно и танец свой Габи называет Контанго. Всё в Габи для меня было иначе и удивительно, очень тонко, очень глубоко и одновременно очень понятно, я чувствовала много родства в наших телах. И я пригласила её в Москву. Мы провели замечательную мастерскую, очень насыщенную информацией, столь же полезной для тангерос, как и для людей, никогда не танцевавших танго.

Одновременно со всем этим началось моё знакомство с Аргентинским танго.

В этом знакомстве я узнала удивительных людей и учителей, самыми важными из которых для меня стали Эрнесто Кармона и Норма Гомес Томаси (Ernesto Carmona, Norma Gomez Tomasi) - уникальные и неподражаемые педагоги. Их школе танго в Буэнос-Айресе в этом году исполнилось 20 лет. О каждом из них в отдельности можно рассказывать часами, скажу лишь, что мне очень повезло встретить их в самом начале моего танго-пути. Встретив их, мне не захотелось искать других.

Однако, другие учителя нашли меня сами, и на одном из фестивалей, в которых мне довелось участвовать, я познакомилась с Сабин Руде (Sabine Rohde) - в прошлом профессиональной танцовщицей и певицей (танго), фельденкрайз-терапевтом, использующей Метод Фельденкрайза в обучении танго. Сабина тоже уникальный педагог и танцор. Помимо классического аргентинского танго, которое она очень любит, Сабина одной из первых в Европе начала течение так называемого квир-танго (Tango-Queer), развивающее идеи сменного ведения и однополых пар. Так я познакомилась с миром Танго Квир...

Мне посчастливилось участвовать и преподавать на первых двух встречах, посвящённых исследованию более свободных форм танго и соединения танго с другими телесными техниками:

- Tango Diferente research week, "Ponderosa", Germany (1-8 июля 2012)

- 1st Festival of Contact Tango in Wuppertal - первый фестиваль Контакт Танго - соединения контактной импровизации и Танго (19-23 сентября 2012)

Именно там я познакомилась со многими замечательными людьми, практикующими и исследующими разные подходы к обучению танго и разные способы его танцевания. Эти две встречи были уникальными по своей атмосфере - интереса, доверия, открытого исследования. Все мы - и преподаватели, и участники - словно приехали туда только с вопросами, без ответов, и делясь этими вопросами друг с другом, искали ответы вместе. Для меня это был очень важный и ценный опыт.

Оказалось, что людей, так или иначе практикующих что-то схожее, в Европе не так уж и мало. Многие соединяют Танго с Контактной импровизацией напрямую, кто-то использует другие телесные техники, есть даже специальная йога для тангерос :) Названия при этом могут быть самые разные - КонтакТанго, Контанго, Контакт Танго, Контактное Танго, Танго-в-носках или какое-нибудь Совсем-не-танго - важно, чтобы в этом был опыт, эксперимент, технические навыки и открытость к живому исследованию и импровизации. Так что главное, как обнаружилось - видеть друг друга и общаться, обмениваться идеями и самое важное - танцевать )))

Что ещё хотела сказать? :)

Такая моя история на сегодня, конец ноября 2012, и вот что я думаю :)

Работает только честность, только то, что прожито мной и пропущено через меня, мой собственный опыт. Потому что в нём, конечно, можно сомневаться, но тело ничему не верит настолько, насколько верит тому, что само испытало.

Только тогда, когда у меня появилось своё собственное ощущение танго и своё собственное ощущение контактной импровизации, когда упражнения, предложенные кем-то другим, я перестала повторять, как слепок, а стала развивать сообразно своим личным ощущениям, когда я стала придумывать свои собственные упражнения, не отвергая чужой опыт, а дополняя его своим и привнося всё то полезное, чему я сама научилась - тогда началось моё настоящее КонтакТанго...

Каждый класс для меня - это большой вопрос :) Что я делаю, чему я учу, могу ли я учить, учу ли я...

Самое верное для меня слово - делиться. Каждый класс, мастерскую, практику или милонгу я устраиваю от желания поделиться с вами. Тем опытом, который я получила от других, теми вопросами и вопросами и вопросами - и найти вместе с вами ответы, иногда теми ответами, которые есть у меня сейчас. В любом случае - поделиться чем-то, во что я верю, и что я очень люблю.

Увидимся, )

До танго!

(шаги и ступени), контактанго, я

Previous post Next post
Up