(no subject)

Oct 28, 2010 21:15

    Я очень люблю путешествовать,  обогащаясь новыми впечатлениями и образами. И часто, запечатленное в памяти, на фото или видео вдохновляет меня в моих проектах. Одним из таких ярких  и ценным с профессиональной точки зрения, стало для меня посещение замка Пелеш - летней резиденции королей Румынии.




Пелеш уникален и очень не похож на известные нам европейские замки и дворцы королей. Интересен замок и тем, что будучи построенным в конце 19 века, еще на стадии проекта в нем предусматривалось наличие не только водопровода, но и теплостанции, полная элекрофикация , а также первый в истории строительства замков лифт  и «домашний» кинотеатр.

Но обо всем по порядку.

Замок Пелеш является основной достопримечательностью и безусловной гордостью Синая - горнолыжного курорта Трансильвании. Это горное сердце Румынии пленяет своей живописной красотой. А Синая напоминает сказочный городок, уютно разместившийся на склонах Карпатских гор. Сам король Румынии Кароль I Гогенцоллерн,  в свое время, не смог устоять перед чарующей красотой этого дивного края и выбрал это место для своей будущей резиденции.


 
 
 
 Строительство замка началось в 1875 году. Первоначальные планы, которые были предложены на рассмотрения короля, были копиями ряда дворцов Западной Европы, и были отвергнуты, как слишком пышные и неоригинальные. Тогда архитектор Иоганн Шульц предложил необычное решение, но что более соответствовало вкусу Кароля I, который долгое время учился и жил в Германии. Предложение архитектора заключалось в следующем: взяв за основу стиль альпийской виллы, создать из нее величественный дворец, дополнив архитектуру элементами классических европейских стилей, в основном выдерживая итальянскую элегантность, а также  эстетику линий немецкого ренессанса. Это и было принято за основу и сформировало эклектичный архитектурный облик замка.

Более четырехсот мастеров трудились над возведением замка. И, как отмечала в своих записях королева, это была многонациональная стройка. Так итальянцы вели кладку, румыны строили террасы, албанцы и греки работали с камнем, немцы и венгры были плотниками, турки обжигали кирпичи, поляки вели инженерные работы, а чехи облицовочные, французы выполняли росписи и англичане замеряли и отмеряли.

Официальное открытие замка состоялось 7 октября 1883 года. Но кажется, что и сейчас, любуясь возвышающимся замком, во всем его облике, в его деталях слышится это многонациональное, многокультурное звучание.

   
 


Мое знакомство с замком состоялось в слегка пасмурный летний день, когда вершины гор скрывались в дымке облаков, а в воздухе словно замерли мельчайшие капли воды. И на этом фоне необыкновенно графично вырисовывались контуры замка. Замок, словно омытый, величественно развернулся навстречу свету, пробивающемуся сквозь облака, а за ним, как страж, возвышался рельеф гор, утопающий в зелени.

Полюбовавшись архитектурой замка, асимметрией вертикалей башен, причудливыми декорами по фасаду, я вошла во внутренний двор, чтобы купить входной билет, и на какое-то время просто забыла об этом. Меня заворожила атмосфера, в которую я попала. Обилие великолепного декора из темного резного дерева на светлом фоне стен, витражи в окнах и прописанные с большим изяществом фрески, поймали взгляд, и он уже не в силах был от них оторваться. И не смотря на эклектичность оформления, где фахверк соседствует с классическими колоннами, витражи и фрески с ажуром кружевного  рельефам из камня, поражает гармония и единство образа.

  
 


Но внутри замок оказался не менее красив, и необычен чем снаружи. Во внутреннем убранстве можно найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.

К сожалению, внутрь удается попасть только с групповой экскурсией, и скорость передвижения не позволило мне  в полной степени рассмотреть все детали, которыми богаты интерьеры каждой комнаты и зала. Но даже этого было достаточно, чтобы попасть под  магию интерьеров замка.


 
 


Если сравнивать убранство замка Пелеш с другими дворцами королей и особенно российскими дворцами в Петербурге, то можно сказать, что все дворцы Петербурга от изобилия золота и блеска очень торжественны и помпезно роскошны. Но вместе с тем, они холодны в смысле обстановки внутри, своей атмосферой. А дворец Пелеш  очень теплый и уютный, даже домашний.  Большие площади и высокие потолки некоторых  залов не подавляют своей роскошью, а скорее обволакивают и покоряют своей камерностью и уютом. Во многом это ощущение возникает из-за обилия в отделке натурального дерева. В оформлении потолков - это резные и декорированные росписями балки, по стенам - это деревянные панели, опять же покрытые тончайшей резьбой. Я оценила, как эффектно смотрится Главный приемный зал, отделанный темным деревом, который окружен, словно создавая идеальный фон - белыми галереями. Этот прием контраста , подчеркивания одних элементов другими, встречается в оформлении внутреннего убранства достаточно часто. И каждый раз отмечаешь, как это тонко и изящно выполнено.


 
 
 


Во дворце более 170 комнат и 30 ванных комнат, многие и которых посвящены той или иной культуре. Есть Флорентийская комната, отделанная эбонитовым  деревом, и Французская комната, выдержанная в стиле Людовика IV. Особенно я запомнила восточные комнаты. Турецкая  комната вся из шелка, в коврах и мягких подушках, так и хочется уютно разместиться среди них и на некоторое время позабыть обо всем. Комната в мавританском стиле - просто по-восточному сказочно-изящна. Также весьма интересна Театральная  комната, или как ее сейчас называют «дворцовый кинотеатр». Именно в ней в 1906 году состоялась первая в Румынии кинопроекция.  

  
 


Пожалуй, каждая комната первого этажа замка заслуживает внимания. Изящество и продуманность самых, казалось бы, незначительных архитектурных деталей и художественное оформление, присуще каждой из них. Есть здесь и гигантские зеркала венецианского стекла, и выписанный из Америки музыкальный шкаф-оркестрион, подлинное произведение искусства, способное украсить любую коллекцию антиквариата, и большие люстры из муранского стекла.  В интерьерах много мебели и уникальных драпировок , ковров. Мебель представлена оригинальными предметами 16-19 вв., различных стилей, многие из них были сделаны вручную по заказу королевской семьи в известных европейских мастерских 19 века. Безусловно, в замке представлены многочисленные уникальные коллекции. Одна из самых известных  коллекция оружия, располагаемая в замке, насчитывает более 4000 европейских и восточных образцов XV-XIX вв. Коллекции декоративного искусства представлены работами из стекла, фаянса, драгоценных металлов, различными медалями и монетами большой мемориальной и документальной ценности.  И, как и полагается в настоящем замке, имеются потайные двери и ходы. Но это уже скорее дань традиции, нежели необходимость в просвещенные времена, когда создавалось это маленькое чудо.

Меня очень увлекли интерьеры замка. И я сожалела, что другие этажи, где располагались жилые комнаты, не доступны для посещения. Это связано с тем, что перекрытия деревянные и не рассчитаны на большие потоки экскурсий. Тем не менее, по возвращению домой, мне удалось найти несколько фотографии жилых комнат. И они меня не разочаровали. Жилые комнаты по отделке и мастерству оформления не уступают парадным помещениям. И вместе с тем они очень функционально спланированы и в полной мере отвечают современным представлениям о домашнем комфорте.

    




   


По форме и по функции, Пелеш, безусловно является дворцом, но несмотря на это, его устойчиво называют замком. И этот замок-дворец сильно вдохновил меня, обогатил идеями и знаниями, изменил некоторые представления о «жизни в замке». В этом замке заключается невероятная  притягательная сила.  Пелеш стоит того, чтобы приехать в Румынию и, думаю, не единожды.

( фотографии жилых комнат использованы с  официального сайта замка www.peles.ro)
 

ПУТЕШЕСТВИЯ

Previous post Next post
Up