Я очень люблю
путешествовать, обогащаясь новыми
впечатлениями и образами. И часто, запечатленное в памяти, на фото или видео
вдохновляет меня в моих проектах. Одним из таких ярких и ценным с профессиональной точки зрения,
стало для меня посещение замка Пелеш - летней резиденции королей Румынии.
Пелеш уникален и
очень не похож на известные нам европейские замки и дворцы королей. Интересен
замок и тем, что будучи построенным в конце 19 века, еще на стадии проекта в
нем предусматривалось наличие не только водопровода, но и теплостанции, полная
элекрофикация , а также первый в истории строительства замков лифт и «домашний» кинотеатр.
Но обо всем по
порядку.
Замок Пелеш
является основной достопримечательностью и безусловной гордостью Синая -
горнолыжного курорта Трансильвании. Это горное сердце Румынии пленяет своей
живописной красотой. А Синая напоминает сказочный городок, уютно разместившийся
на склонах Карпатских гор. Сам король Румынии Кароль I Гогенцоллерн, в свое время, не смог устоять перед чарующей
красотой этого дивного края и выбрал это место для своей будущей резиденции.
Строительство
замка началось в 1875 году. Первоначальные планы, которые были предложены на
рассмотрения короля, были копиями ряда дворцов Западной Европы, и были
отвергнуты, как слишком пышные и неоригинальные. Тогда архитектор Иоганн Шульц
предложил необычное решение, но что более соответствовало вкусу Кароля I, который долгое время
учился и жил в Германии. Предложение архитектора заключалось в следующем: взяв
за основу стиль альпийской виллы, создать из нее величественный дворец,
дополнив архитектуру элементами классических европейских стилей, в основном
выдерживая итальянскую элегантность, а также
эстетику линий немецкого ренессанса. Это и было принято за основу и
сформировало эклектичный архитектурный облик замка.
Более четырехсот
мастеров трудились над возведением замка. И, как отмечала в своих записях
королева, это была многонациональная стройка. Так итальянцы вели кладку, румыны
строили террасы, албанцы и греки работали с камнем, немцы и венгры были
плотниками, турки обжигали кирпичи, поляки вели инженерные работы, а чехи
облицовочные, французы выполняли росписи и англичане замеряли и отмеряли.
Официальное
открытие замка состоялось 7 октября 1883 года. Но кажется, что и сейчас,
любуясь возвышающимся замком, во всем его облике, в его деталях слышится это
многонациональное, многокультурное звучание.
Мое знакомство с замком состоялось в слегка
пасмурный летний день, когда вершины гор скрывались в дымке облаков, а в
воздухе словно замерли мельчайшие капли воды. И на этом фоне необыкновенно
графично вырисовывались контуры замка. Замок, словно омытый, величественно
развернулся навстречу свету, пробивающемуся сквозь облака, а за ним, как страж,
возвышался рельеф гор, утопающий в зелени.
Полюбовавшись
архитектурой замка, асимметрией вертикалей башен, причудливыми декорами по
фасаду, я вошла во внутренний двор, чтобы купить входной билет, и на какое-то
время просто забыла об этом. Меня заворожила атмосфера, в которую я попала. Обилие
великолепного декора из темного резного дерева на светлом фоне стен, витражи в
окнах и прописанные с большим изяществом фрески, поймали взгляд, и он уже не в
силах был от них оторваться. И не смотря на эклектичность оформления, где
фахверк соседствует с классическими колоннами, витражи и фрески с ажуром
кружевного рельефам из камня, поражает
гармония и единство образа.
Но внутри замок
оказался не менее красив, и необычен чем снаружи. Во внутреннем убранстве можно
найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.
К сожалению, внутрь удается попасть только с групповой
экскурсией, и скорость передвижения не позволило мне в полной степени рассмотреть все детали,
которыми богаты интерьеры каждой комнаты и зала. Но даже этого было достаточно,
чтобы попасть под магию интерьеров
замка.
Если
сравнивать убранство замка Пелеш с другими дворцами королей и особенно российскими
дворцами в Петербурге, то можно сказать, что все дворцы Петербурга от изобилия
золота и блеска очень торжественны и помпезно роскошны. Но вместе с тем, они холодны
в смысле обстановки внутри, своей атмосферой. А дворец Пелеш очень теплый и уютный, даже домашний. Большие площади и высокие потолки
некоторых залов не подавляют своей
роскошью, а скорее обволакивают и покоряют своей камерностью и уютом. Во многом
это ощущение возникает из-за обилия в отделке натурального дерева. В оформлении
потолков - это резные и декорированные росписями балки, по стенам - это
деревянные панели, опять же покрытые тончайшей резьбой. Я оценила, как эффектно
смотрится Главный приемный зал, отделанный темным деревом, который окружен,
словно создавая идеальный фон - белыми галереями. Этот прием контраста ,
подчеркивания одних элементов другими, встречается в оформлении внутреннего
убранства достаточно часто. И каждый раз отмечаешь, как это тонко и изящно
выполнено.
Во дворце более
170 комнат и 30 ванных комнат, многие и которых посвящены той или иной
культуре. Есть Флорентийская комната, отделанная эбонитовым деревом, и Французская комната, выдержанная в
стиле Людовика IV. Особенно я запомнила восточные комнаты. Турецкая комната вся из шелка, в коврах и мягких
подушках, так и хочется уютно разместиться среди них и на некоторое время
позабыть обо всем. Комната в мавританском стиле - просто по-восточному
сказочно-изящна. Также весьма интересна Театральная комната, или как ее сейчас называют «дворцовый
кинотеатр». Именно в ней в 1906 году состоялась первая в Румынии кинопроекция.
Пожалуй, каждая
комната первого этажа замка заслуживает внимания. Изящество и продуманность
самых, казалось бы, незначительных архитектурных деталей и художественное
оформление, присуще каждой из них. Есть здесь и гигантские зеркала венецианского
стекла, и выписанный из Америки музыкальный шкаф-оркестрион, подлинное
произведение искусства, способное украсить любую коллекцию антиквариата, и
большие люстры из муранского стекла. В
интерьерах много мебели и уникальных драпировок , ковров. Мебель представлена
оригинальными предметами 16-19 вв., различных стилей, многие из них были
сделаны вручную по заказу королевской семьи в известных европейских мастерских
19 века. Безусловно, в замке представлены многочисленные уникальные коллекции.
Одна из самых известных коллекция
оружия, располагаемая в замке, насчитывает более 4000 европейских и восточных
образцов XV-XIX вв. Коллекции декоративного искусства представлены работами из
стекла, фаянса, драгоценных металлов, различными медалями и монетами большой
мемориальной и документальной ценности. И, как и полагается в настоящем замке, имеются
потайные двери и ходы. Но это уже скорее дань традиции, нежели необходимость в
просвещенные времена, когда создавалось это маленькое чудо.
Меня очень увлекли интерьеры замка. И я сожалела,
что другие этажи, где располагались жилые комнаты, не доступны для посещения.
Это связано с тем, что перекрытия деревянные и не рассчитаны на большие потоки
экскурсий. Тем не менее, по возвращению домой, мне удалось найти несколько
фотографии жилых комнат. И они меня не разочаровали. Жилые комнаты по отделке и
мастерству оформления не уступают парадным помещениям. И вместе с тем они очень
функционально спланированы и в полной мере отвечают современным представлениям
о домашнем комфорте.
По форме и по функции, Пелеш, безусловно
является дворцом, но несмотря на это, его устойчиво называют замком. И этот
замок-дворец сильно вдохновил меня, обогатил идеями и знаниями, изменил
некоторые представления о «жизни в замке». В этом замке заключается невероятная
притягательная сила. Пелеш стоит того, чтобы приехать в Румынию и,
думаю, не единожды.
( фотографии жилых
комнат использованы с официального сайта
замка www.peles.ro)