"Как напечатать книгу" - рецепты от Стеллы Чирковой

Jun 09, 2009 02:15

Интересная статья в блоге "Центрполиграфа"
много хороших советов для тех, кто только начинает.

Многие читатели - те, которые в глубине души немного писатели, задаются вопросом: "А как издать книгу? И получить свою порцию нелёгкой писательской славы? Реально ли это? Или лучше оставить надежду навсегда? "
В жизни нет ничего невозможного, - считает один из самых молодых и успешных наших авторов
Стелла Чиркова .

Чукча не читатель, чукча писатель
1. Что читать, прежде чем писать?
- Начните с Юрия Никитина и его книги «Как стать писателем». Неплохо почитать книги Юрия Полякова, главного редактора «Литературной газеты». Он всего добился самостоятельно, а значит, читая его, можно понять, каких авторов у нас печатают честно. Если хочешь написать качественную книжку, то не мешало бы знать хотя бы третью часть школьной программы. Ну и конечно, нужно по диагонали пробежаться по современным бестселлерам, чтобы не повторяться.

Детский лепет
2. Когда начинать?
- Чем раньше начинать писать, тем лучше. Как говорил Чехов: «Пишите много: после половину выбросите, половину переделайте». То, что ты напишешь в юности, откладывается «в стол», лет через 5-10 перечитывается, добавляются новые идеи - и получаются полноценные тексты! Я начала писать в 14, но к моим первым материалам у меня куча придирок.

Проснулся, позавтракал, погулял, пообедал…
3. О чем писать?
- Сюжеты лучше брать из своей жизни, которую знаешь лучше, чем чужую! Но при этом, в жизни автора должны происходить действительно интересные вещи. Проверить на увлекательность свою жизнь проще простого: заведи блог (сетевой дневник). И по количеству комментариев и ссылок на твой рассказ о прогулке с друзьями, сможешь сделать выводы, насколько ты оригинален. Если твоя биография недостаточно интересна, то присмотрись к жизни своих друзей и знакомых…
Приступая к написанию шедевра, нужно определиться с задачей. Ты хочешь…
…написать книгу, которая будет хорошо продаваться.
…написать книгу, которая будет хорошо продаваться и хорошо читаться.
…остаться в литературе на долгие годы.
Чтобы справится с последней задачей, нужно писать на вечные темы, но так, как не писали до тебя. Например, «Записки из мертвого дома» Достоевского и «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, по большому счету, об одном том же, но написаны абсолютно по-разному!
Чтобы в одну минуту обратить на себя внимание, нужно писать о чем-то новом и актуальном. Например, пять лет назад книжки о богатых и гламурных, так называемая «рублевская литература», были еще никому неинтересна. Пять лет спустя они будут уже никому неинтересны.
Моя первая книга была очень похожа на «Парфюмера», хотя я тогда еще не читала его. В издательстве сказали: «Неформат». И тут же мне предложили удачную серию. Я стала писать в жанре семейной саги: много поколений, большая семья, всплывающие тайны прабабушек. Эталон этого жанра -«Сага о Форсайтах», а из современного можно сравнить с Семеном Малкиным и его романом «Две судьбы». Это успешно продаваемый жанр.

Краткость - мачеха гонорара
4. Сколько писать?
- Стандартный объем книги 10-15 авторских листов, то есть 400- 600 тысяч знаков. Рукопись такого объема возьмут в любом издательстве, потому ее можно с легкостью как урезать, так и дописать. Рукопись меньшего размера в некоторых издательствах вообще не рассматриваются (если нет специальных карманных серий), а рукописи большего объема откладываются редакторами в долгий ящик и читаются в последнюю очередь.

Хочешь, угадаю, как тебя зовут?
5. Брать ли псевдоним?
- Если работаешь в структуре, которая негативно относится к написанию своими сотрудниками книг, или выбрал жанр, который в будущем может навредить, то лучше взять псевдоним. Какой? Решать автору. Но если поставить французскую фамилию вместо русской, книга лучше не станет.

Преступление и Му-му
6. Как назвать свою книгу?
- В крупных издательствах название придумывает целый отдел маркетологов! Как правило, авторское название меняют, хотя у тебя есть право оспорить мнение издательства, но я бы этого делать не советовала. Лучше вообще никак не называть свою рукопись, и пусть маркетологи делают свою работу.
Бывает, что название странное подбирают. Думаешь: почему так? Но разумные авторы с маркетологами не спорят, последним виднее.
После Донцовой некоторые детективщики полюбили названия, типа «Концерт для колобока с оркестром», «Ромео с большой дороги», «Полет над гнездом Индюшки», «Небо в рублях» (когда в известном выражении меняется одно слово) и клепают их пачками. Человек берет книгу, рассчитывая почитать что-то вроде Донцовой, - и разочаровывается.

Напечатайте меня, пожалуйста!
7. Кому предлагать свою книгу?
- Нового автора практически никогда не публикуют вне серии. Поэтому нужно ознакомиться с книгами разных издательств, узнать, где запускаются новые тематические серии и тогда решать, куда отправить свою рукопись. Таким образом, и вопрос с жанром и стилем книги решится. Везде есть своя специфика отбора авторов и рукописей, с ней можно ознакомиться на сайте издательства в разделе «для авторов» или на форуме. Я выбирала издательство по своему вкусу: авторы, которые мне нравятся, издавались в «ЦентрПолиграфе».

А здесь я рыбу заворачивал!
8. В каком виде и кому вручать рукопись?
- Рукопись, как минимум, должна быть в файле Word. Более того, в издательствах не в восторге от авторов, которые несут дискеты со своими шедеврами. Наш выбор - электронная почта. Но! Адреса, которые имеются на сайтах издательств, не всегда бывают рабочими, их могут месяцами не просматривать. Так что необходимо позвонить в издательство и узнать контакты конкретного редактора, который работает с авторами определенного направления, жанра и даже пола!
Вариант «у меня как бы детектив, но немножко любовный роман, а автор как бы женщина, но может быть и мужчина» не проходит. Нужно четко знать, что ты предлагаешь. Редактор может попросить выслать рукопись целиком, кто-то просит самый интересный кусок, кто-то - только первую главу. Информация о самом авторе мало кого интересует. Если рукопись нравится, то перезванивают в течение 3 недель. Но если прошло 3 месяца, а ответа нет, то звоните сами и лично разговаривайте с редактором. Вежливо попросите совета - тогда, может быть, расскажут, почему не подошла рукопись, и подскажут, как переработать, а еще лучше: предложат написать что-то другое под конкретную серию.

Приходите завтра!
9. А если рукопись забраковали?
- В издательстве сказали категорическое «нет»? Это ничего не значит. Одной писательнице отказали в трех издательствах, а сейчас у нее выходит пятая книга!
Стоит обратить внимание и на форму отказа. Вердикты «неформат», «неинтересный жанр», «неактуально» можно оспорить. Но диагноз «графоман» - это серьезно. Первый признаки графоманства: путаница в датах и именах, когда в первой главе - зима, а во второй - лето, а героя зовут то Маша, то Коля. Графоман плохо ориентируется в деталях и никогда не перечитывает свое произведение, каши с ним не сваришь.
Кстати, если тебе отказали в публикации, не стоит переживать, что твое произведение опубликуют под чужим именем. У молодых авторов практически никогда не воруют, ведь чтобы раскрутить новое имя, издательству нужно потратить уйму сил и денег!
Но, вообще, чтобы не возникало проблем с авторством, можно частями разместить рукопись в Интернете, например на www.proza.ru или в своем дневнике. Но не стоит размещать текст целиком! Когда другое издательство соберется тебя публиковать, у него могут возникнуть претензии, что книга уже была в открытом доступе. У нашего автора книга ушла в Интернет без ее участия! Наверное, отослала кому-нибудь почитать…

Мы так не договаривались!
10. Как издательство оформляет отношения с новым автором?
После принятия рукописи подписывается контракт. В этом договоре, например, говорится о праве издательства публиковать все твои книги в течение 5 лет в любой обложке (твердой или мягкой), продавать их для экранизации или для создания аудиокниг. После подписания договора автор не имеет права предлагать свою книгу другим издательствам и даже публиковать отрывки в Интернете. Гонорарные отчисления - процент от продаж - растут с тиражом твоей книги.
Если рукопись одобрили, а договор с тобой заключать не собираются, это тоже нормально. Рукопись может лежать у редактора год-два, прежде чем ее опубликуют.

Не проходите мимо!
11. Как раскрутить свое произведение?
- Есть сложный способ раскрутки книги, который берет на себя издательство. Это презентации на книжных ярмарках, рецензии в СМИ и на сайте, интервью. Если автору этого мало, то можно взяться за раскрутку самому, но тогда нужны немалые деньги. Как правило, того, что делает издательство, хватает.

А деньги?!
12. Ждать ли больших гонораров?
- От первых книг большой прибыли не жди. Прибыль будет где-то от двадцатой книги. Но если первые книги хорошо раскупаются, то они допечатываются все большим тиражом. Процент от продаж, отчисляемый автору, при этом не меняется - 10%. От тиража 100 тысяч можно получить хорошие деньги.

По материалам газеты "Спид-Инфо Супер" №5, 2007г.

http://center-poligraf.livejournal.com/19971.html

работа

Previous post Next post
Up