Вчера решились. Посмотреть фильм Никиты Сергеевича (которого я уважаю и люблю) аж 1994 года выпуска. Недолго собирались, фильм совсем новый, всего 30 лет прошло ;)
«Утомлённые Солнцем». Вкратце (а подробнее и не будет, мы осилили целых 31 минуту!) Никита Сергеевич написал сам сценарий (идея тоже его), назвал актёров, они сели в стиле «Неоконченной пьесы для механического пианино» за стол на даче и принялись нести весёлую чепуху. Ну, как весёлую? Им было весело. Мне - нет. Есть такой приём, придающий острый реализм сцене, когда актёры не говорят по-очереди, как в трагедиях Шекспира: монолог Гамлета, потом монолог Офелии, потом Лаэрта... Они сидят и, как в жизни, параллельно идёт несколько диалогов. Это может быть немного сумбурно, но очень реалистично. Примерами таких сцен могу привести:
1. «Апокалипсис сейчас» Копполы. Когда капитана Уилларда вызывают для получения задания и он за столом общается с начальством. Те по ходу обеда инструктируют его и вставляют реплики вроде: передайте салат, попробуйте креветки...
2. «Бешенные псы» Тарантино. В самом начале фильма тоже мы знакомимся с героями в закусочной, где они вроде бы шумно и хаотично общаются обо всём. Получается эффектная экспозиция. Мы сразу получаем представление, кто перед нами и даже некоторые отношения между ними становятся вчерне ясны.
Что не так с «Утомлёнными Солнцем»?
1. Я не могу разобрать половины реплик. Они просто мешают друг другу, это больше похоже не на реализм, а на театральный приём «бал у Лариных» - толпа статистов бурчит невпопад: «что говорить, когда нечего говорить?!» Получается вполне себе такой розовый шум публики на вокзале или в супермаркете.
2. Экспозиции нет. 31 минуты уже потрачены, а я не понял: кто все эти люди?
Есть и смысловые вопросы. Вот Никиту Сергееча веником в бане хлещет дочка. Лет 7 ей. Веником хлещут в парной. Это тяжёлая и сложная работа. Таким маленьким не место в парной вообще. Либо Котову было бы там холодно, либо дочке слишком жарко. К чему (кому эта клюква? французам?)
Один из героев берёт пластинку за края, бережно сдувает пылинки и ставит на... патефон! Такое бережное отношение появилось (и у него появился смысл только) в эпоху электромагнитных звукоснимателей. Они сверхчувствительны и очень мягко воздействуют на диск, поэтому диски с такими звукоснимателями служат на 2 порядка дольше, но и сам процесс звуковоспроизведения очень хрупкий, чувствительный к пыли и грязи. Патефоны же давили иглой на диск намного сильнее и не зависели от пыли и грязи (ну, если не сапогами диски топтать) и пользователи патефонов не «сдували пылинки» с пластинок, а клали их на диск сальными руками без смущения. Можно считать это придиркой, но это же так легко было преодолеть, в отличие от грузовика, который, конечно, трудно найти аутентичный. Или майка-алкоголичкательняшка, в которой Котов так лихо едет без седла. Он, что моряк? Нет. Зачем же тельняшка? Это же не подмосковный дачник 2022 года?