скоропея, потерянная память...

Sep 14, 2015 14:00







ЗМЕЯ-СКАРАПЕЯ (СКАРПЕЯ, СКОРОПЕЯ, СКОРОСПЕЛ, СКОРПЕЯ

- ЗМЕЯ-СКАРАПЕЯ (СКАРПЕЯ, СКОРОПЕЯ, СКОРОСПЕЛ, СКОРПЕЯ, ШКУРОПЕЯ,
ПРАСКОВЕЯ, КАРАЧАЛКА, ПЕРЕЯРИЯ) - змея, обитающая в лесу, в поле, наделенная сверхъестественными свойствами; властвующая над другими змеями (лесными,кустовыми, болотными, боровыми, колодными и т.п).

Вездесущие змеи, «летучие и ползучие», «подколодные и подземельные», «подможные и подконечные», «ярые и переярые», наделяемые разнообразными именами и способностями, упоминаются в заговорах (в основном «от укушения змей»), а также в обрядовой поэзии.

«На море на Окиане, на острове Буяне стоит дуб, под тем дубом ракитовый куст, под тем кустом лежит бел камень, на том камне лежит рунцо, под тем рунцом лежит змея скорпея. Есть у ней сестры Марья, Марина и Катерина. И мы всем вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся: «Утишите свою лихость от раба Божьего < имя >» (Тульск.). В заговорах часто упоминаются и змеи веретеница, меденица (см. ВЕРЕТЕНИЦА, МЕДЯНИЦА). В песнях купальского цикла (в основном на юге и юго-западе России) фигурируют змеи закликуха, заползуха и веретейка, соотносимые с ведьмами, закликухами, портящими скот, урожай, людей (см; ЗАКЛИКУХА, ВЕДЬМА). В заговорах прослеживается своеобразная иерархия змей. Старшая над змеями нередко именуется скарапея (скоропея, шкуропея, Прасковея), ее сестры - змеи Марина, Катерина, Марья, Наталья, им подчинены более «мелкие» гады. В поверьях крестьян XIX-XX вв. скарапее, Марье, Марине и тому подобное, видимо, соответствует старшая лесная, подземная змея, очень большого размера, иногда с короной на голове или белого цвета, окруженная подвластными ей змеями (Арх., Олон., Волог., Сарат.).

В Поморье считали, что змеи «попадали с неба на землю при свержении в преисподнюю нечистой силы; размножаются щенением; есть ползучие, летучие и дракун; есть «старший» белый змей, змеи «жировые», то есть дворовые».
Старшая змея властна не только над змеями; она "хозяйка» леса, мудрая, всеведущая. По поверьям Вологодчины, лесные змеи (с короной) «имели то свойство, что, поев их, человек начинал понимать разговор огня с огнем и травы с травой».

Всеведущие змеи владычествовали и над землей (точнее - над областью подземелья и соответственно над кладами, над запорами, замками); змея отлично плавает в воде, «причем почти всегда держит во рту траву «лом», обладающую чудесным свойством: прикосновение этой травы сокрушает самые тяжелые железные замки» (г. Кемъ).

По общераспространенным представлениям, змеи (самостоятельно или в подчинении у старшей змеи, у Змея) ведают подземными сокровищами, охраняют клады.
В повествовании из Вятской губернии змея пугает кладоискателя, мешая ему откапывать клад. Охраняет клады, становясь особенно бдительной в Иванов день, и медянка (см. МЕДЯНИЦА).

Уральские кладоискатели считали, что там, где много змей, много золота. Старинные труды по горнорудной промышленности советуют «не опровергать поверья о змеях, пребывающих в местах богатых рудных жил» [Гельгардт, 1966].

У старателей и золотоискателей ящерицы и змеи обычного типа считались только слугами, пособниками. «Среди ящериц одна была главной. Она иногда превращалась в красивую девушку. Это и была Хозяйка горы» [Бажов, 1952].
Есть в поверьях русских крестьян и «луговые змеи» (хотя прямо так не именуемые), они появляются в поле и связаны со скотом. В рассказе из Новгородской области гигантская змея приползает в полдень на пастбище высасывать корову. Однако, в отличие от дворовой змеи, подобное существо в представлениях крестьян - однозначно вредное.

В одном из рассказов змея, приползающая в поле во время сенокоса, исцеляет чахоточного: она трижды забирается вовнутрь больного и как бы «выносит» на себе
болезнь (Новг.). Умение лечить жители некоторых губерний России приписывали ужу (Сарат.). Среди крестьян была широко распространена и вера в то, что, напротив, попадание змеи внутрь человека вызывает заболевание. Такие поверья, по свидетельству М. Д. Чулкова, были распространены и в XVIII в. [Чулков, 1786]. Змея традиционно играла важную роль в народной медицине. В XIX в. (и ранее) верили в целительные, охранительные свойства змеиных, ужовых шкурок, головок и т.п.: «В предостережении лихорадок крестьяне носят на шее змеиную или ужовую шкурку или ожерелье из змеиных головок; для защиты от чар и недугов привязывают к шейному кресту голову убитой змеи, а в привесках и ладонках... зашивают лоскуток змеиной кожи, кто носит такую привеску, того будут все любить и желать всякого добра» [3-ин, 1882].

Таким образом, старшие и подчиненные им лесные, луговые змеи связаны в поверьях со многими сторонами жизни: они владычествуют в лесу, под землей, могут сделать человека всеведущим и т.п. Правда, такие представления - следствие давнего и традиционного наделения змей особыми способностями, в верованиях крестьян XIX-XX вв. разрозненны; наиболее распространенными остаются, пожалуй, повествования о подземных, «кладовых» змеях. Популярны среди крестьян разных районов России (и в XIX, и XX вв.) рассказы о «змеином празднике Воздвиженьи» (27 сентября).

Предполагают, что змеи в этот день собираются вместе, а затем уходят или проваливаются на зиму под землю (время весеннего пробуждения змей варьируется - это и первая весенняя гроза, и 7 апреля (Благовещенье), и 6 мая (Егорьев день) и т.п.). 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей.

- В учении христианских гностиков уроборос был отображением конечности материального мира. Один из ранних гностических трактатов «Pistis Sophia» (англ.)русск. давал следующее определение: «материальная тьма есть великий дракон, что держит хвост во рту, за пределами всего мира и окружая весь мир»[6]; согласно этому же сочинению, тело мистической змеи имеет двенадцать частей (символически связывающихся с двенадцатью месяцами). В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и свет (agathodaemon - дух добра), и тьму (kakadaimon - дух зла).

в древнерусском СКОРА - шкура, мех, собственно оттуда скорняжить, отделывать шкуру, по сему и шкурпия.
а КѢРА(СТЬ) - змея ( скользкий)

вот с греческого :

σκορπί-ος , ,
A.scorpion, A.Fr.169, Pl.Euthd.290a, Sammelb.1267.7 (i A.D.), etc.; ς. χερσαῖος (v. infr. 11) Arist.HA555a23: prov., “ὑπὸ παντὶ λίθῳ σκορπίον φυλάσσεο” Praxill.4; “ἐν παντὶς. φρουρεῖ λίθῳS. Fr.37; also σκορπίον ὀκτώπουνἐγείρεις 'let sleeping dogs lie', Hsch.; “ὥσπερ ἔχις ς. ἠρκὼςτὸ κέντρονD.25.52.
II. a sea-fish, prob. Scorpaena scrofa, Alex.261.9,Diocl.Fr.135, Arist.HA508b17, Plu.2.977f; used (like the mugilis in Catull.15.19, Juv.10.317) to punish adulterers, Pl.Com.173.21; dub. sens. in LXX 3 Ki.12.11.
III. scorpion furze, Genista acanthoclada,Thphr.HP6.1.3, 6.4.1.
2. scorpion root, Doronicum caucasicum, ib.9.13.6.
3. = θηλυφόνον, ib.9.18.2.
IV. the constellation Scorpio, Cleostrat.1, Arat.85,Eudox. ap. Hipparch.1.2.20, Eratosth.Cat.7.
V. an engine of war for discharging arrows, HeroBel.74.6, Plu.Marc. 15; “σκορπίων σωλῆνες”IG22.1627.333.
VI. a stone, Orph.L.500, cf. 494.

Henry George Liddell. Robert Scott. A Greek-English Lexicon. revised and augmented throughout by. Sir Henry Stuart Jones. with the assistance of. Roderick McKenzie. Oxford. Clarendon Press. 1940.
http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.04.0057:entry=%2395171

авторы утверждают, что таже этимология что и у Руси - море-рыба ( скользкий) с охранными функциями, воительница.

ПСЫ: наша скоропея на пищали имеет восемь конечностей как скорпион ( паукообразные)
несет как символ, функцию уроборо
и хранит память веков-предков о символичном вѢщем змее - хранителе ( охраннике).

Петербург., Россия, мои фото, Русь, языки, мысли вслух, история, лингвистика

Previous post Next post
Up