мамаи...

Feb 27, 2015 20:52

пр(и)ходѧщии Русь да витаю(т) ѹ ст҃го Мамы. и послеть цр(с)тво наше да испишю(т) имена ихъ. и тогда возму(т) мѣсѧчное свое. пѣрвоѥ ѿ города Киева. и пакы ис Чернигова. и Пере˫аславлѧ. и прочии городи. ЛИ ок. 1425, 12 об. (907).

интерсно девки пляшут:
Предыстория

В 60-е годы XIV века усиление Московского княжества на Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая во многом способствовали русские князья своими победами над Тагаем на р. Войде в 1365 году, над Булат-Темиром на р. Пьяна в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году.


Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, Дмитрий Иванович сказал послу Ачихоже «к ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист», что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды. В 1372 году Дмитрий добился прекращения литовской помощи Тверскому княжеству (Любутский мир), в 1375 году добился от Твери признания условия «а пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдём на татар, то тебе единою с нами поиде противу им», после чего уже весной 1376 года русское войско во главе с Д. М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников.

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 на р. Пьяна разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р. Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378−1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша.
Соотношение и развёртывание сил
Русское войско

Сбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей.


Участие в общерусском сборе приняли представители почти всех земель Северо-Восточной Руси. Помимо подручных князей, прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок: Дмитрий возглавил большой полк; Владимир Андреевич - полк правой руки; в полк левой руки был назначен командующим Глеб Брянский; передовой полк составили коломенцы.

Получивший большую известность, благодаря житию Сергия Радонежского, эпизод с благословением войска Сергием в ранних источниках о Куликовской битве не упоминается. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в «Сказании о Мамаевом побоище» и других поздних текстах с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Непосредственным формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань до размеров, в которых она выплачивалась при Джанибеке. Мамай рассчитывал на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку, а займёт оборонительную позицию на её северном берегу, как уже делал это в 1373 и 1379 годах. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября.

Однако, Дмитрий, осознавая опасность такого объединения, 26 августа стремительно вывел войско на устье Лопасни, осуществил переправу через Оку в рязанские пределы. Следует заметить, что Дмитрий повёл войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а по дуге западнее центральных районов Рязанского княжества, приказал, чтобы ни один волос не упал с головы рязанца, «Задонщина» упоминает в числе погибших на Куликовом поле 70 рязанских бояр, а в 1382 году, когда Дмитрий и Владимир уедут на север собирать войска против Тохтамыша, Олег Рязанский покажет тому броды на Оке, а суздальские князья вообще выступят на стороне ордынцев. Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть:



И когда услышали в городе Москве, и в Переяславле, и в Костроме, и во Владимире, и во всех городах великого князя и всех князей русских, что пошёл князь великий за Оку, то настала в Москве и во всех его пределах печаль великая, и поднялся плач горький, и разнеслись звуки рыданий



На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий - в Переяславле-Залесском, однако, по некоторым версиям, они привели и войска из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского - соответственно Полоцка, Стародуба и Трубчевска. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379-1380 годах наместником был литовский князь???  Юрий Наримантович ). Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром Андреевичем, выполнял затем в битве роль засадного полка, а Андрей Ольгердович в битве возглавил полк правой руки. Историк военного искусства Разин Е. А. указывает на то, что русская рать в ту эпоху состояла из пяти полков, однако, считает полк во главе с Дмитрием Ольгердовичем не частью полка правой руки, а шестым полком, частным резервом в тылу большого полка.


Русские летописи приводят следующие данные о численности русской армии: «Летописная повесть о Куликовской битве» - 100 тыс. воинов Московского княжества и 50-100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника - 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись - 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тыс. белозёрцев, 7 тыс. или 30 тыс. новгородцев, 7 тыс. или 70 тыс. литовцев, 40-70 тыс. в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры приводимые в средневековых источниках обычно крайне преувеличены. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50−60 тысяч воинов (это сходится с данными «первого русского историка» В. Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20−25 тысяч - войска непосредственно Московского княжества. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374-1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск).
Войско Мамая

Критическая ситуация, в которой оказался Мамай после битвы на реке Воже и наступления Тохтамыша из-за Волги к устью Дона, заставила Мамая использовать все возможности для сбора максимальных сил. Есть любопытное известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы». Также в числе наёмников названы мусульмане и буртасы. По одной из версий, весь центр боевого порядка ордынцев на Куликовом поле составляла наёмная генуэзская пехота, конница стояла на флангах. Встречается информация о численности генуэзцев в 4 тыс. человек и о том, что за участие в походе Мамай расплатился с ними участком крымского побережья от Судака до Балаклавы.

По сообщению Московского летописного свода конца XV века, Мамай шел.

съ всъми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Еще же к тому понаимовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с нимъ же вкупъ въ единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же въ единачествъ и князь Олегъ Ивановичь Рязанъскыи.

- ПСРЛ, т. 25, М. -Л, 1949, с. 201

В XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена (битва при Синих Водах 1362 году, Мамай наблюдал с холма за ходом Куликовской битвы с тремятёмными князьями), 4 тумена (поход войск Узбека в Галицию в 1340 году), 5 туменов (разгром Твери в 1328 году, битва на Воже в 1378 году). Мамай господствовал лишь в западной половине Орды, в битве на Воже и в Куликовской битве потерял почти всё своё войско, а в 1385 году для похода на Тавриз Тохтамыш со всей территории Золотой Орды собрал армию в 90 тысяч человек. «Сказание о Мамаевом побоище» называет цифру 800 тыс.человек.

что есть Литва??? Олеговна??? и иже с ней/ним Новгород???

( отступил от темы малость, предистория
Въ 60 лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . п҃е . 60 [6785 (1277)] Присла ѡканьныи 61 и безаконьныи 62 Ногаи 63 послъı своӕ с грамотами Тегичага . Коутлоубоугоу 64 . и Ешимоута . ко Лвови и Мьстиславоу . и Володимѣрю Д 65 . тако река . всегда мь 66 жалоуете на Литвоу . ѡсе же вы 67 далъ есмь рать . и воеводоу с ними Мамъшѣӕ 68 . поидете же с ним̑ 69 . /л.291об./ на вороги своѣ 70 . зимѣ же приспѣвше 71 . и тако поидоша . кнѧзи Роусции 72 на Литвоу . Мьстиславъ Володимѣръ 73 . а Левъ Е не иде но посла сн҃а своего Юрьӕ . и тако поидоша вси к Новоугородъкоу . быс̑ же пришедшимъ имъ ко Берестью 74 . и вѣсть приде 75 имъ . ѡже 76 оуже Татаровѣ 77 попередили к Новоугородъкоу . кнѧзи же начаша 78 доумати собѣ .
Мьстиславъ Володимеръ 1 . Юрьи тако рекоуце А 2 ѡже 3 поидемь к Новоугородъкоу а тамо оуже Татарове извоевали все . поидемь . кдѣ 4 к чѣломоу Б 5 мѣстоу . и тако здоумавше 6 поидоша к Городноу. и быс̑ миноувшимъ имъ . Волковыескь . далече 7 сташа на ночь . тоу Мьстиславъ и Юрьи оутаивошесѧ 8 Володимера . посласта лоутьшѣи своѣ боӕрѣ 9 и слоуги 10 воевать . со Тюимою 11 . ѡни 12 же воевавше тамо 13 и легоша на ночь . а 14 ко 15 рати своеи не шедше и бе сторожѣ и доспѣхъı своѣ соимавше 16 . тогда же оутече ѿ нихъ бѣглѣчь В 17 единъ
до города . и нача повѣдати горожаномъ тако . ѡнамо людье лежать на селѣ безъ рѧдоу Проуси же . и Бортеве 10 въıѣхавше из города . оудариша на нѣ 20 ночь . и избиша ѣ всѣ 21 . а дроугиѣ 22 изоимаша . и в городъ ведоша 23 . а 24 Тюима . на санехъ везоша 25 . бѣ бо раненъ велми . завътра 26 же полкомъ пришедшимъ к городоу и 27 прибѣже Ратиславко Мьстиславль 28 . нагъ и босъ 29 . и 30 начатъ повѣдати ѡ бывшемь . ѡже избитѣ боӕрѣ 31 . вси 32 Мьстиславлѣ 33 и Лвовѣ 34 слоугы вси 35 избиты а дроузии поимании 36 . и печална быс̑ ста 37 ѡ семь велми 38 . Мьстиславь . и Юрьи 39 . за свое безоумье Г . а Володимереви 40.
быс̑ на нею Д . ѡже оутаивъшесѧ 41 его тако оучинила 42 . и начаша собѣ промышлѧти . ѡ взѧтьи города . столпъ бо бѣ каменъ . въıсокъ стоӕ перед воротъı города . и бѧхоу в немь заперлисѧ Проузи 43 и не быс̑ имь 44 . мимо нь 45 . поити . к городоу . побивахоуть 46 бо со 47 столпа того . и тако пристоупиша 48 к немоу и 49 взѧша и . страхъ же великъ и оужасть 50 паде на го/л.292/родѣ и 51 быша аки мр҃твѣ 52 . стоӕще 53 на забролѣхъ 54 . города . ѡ взѧтьи 55 столпа . зане то быс̑ оупование ихъ . и начаша доумати ѡ своихъ боӕрехъ . како бы ихъ мочно добыти но не могоша никако же . Мьстиславъ же . и Володимеръ и Юрьи 56 . и докончаша Е с 57 горожаны . како 58 города имъ не имати . а своѣ 59 боӕръı въıимати Ж 60 боӕры своѣ 61 поимаша . а городоу не въспѣша ничего же 62 . тако возвратишасѧ во 63 своӕси . 64

перевожу:
в 1277 году в Новгороде балом правили, здесь та называемые, татары ( хазареи то бишь),
славяне с прусами ( то бишь русскими) затеяли отбить Новгород, только у славян Мстислава и Володимира раздор произошёл... с русскими, они хотели откупом взять город бояр не трогать, а русские в атаку хитрую пошли..., что славяне назвали безумием. Прусы ( то бишь русские) тюима поломали и бояр вместе с ним..., и заверлись оставив славян с носом.

в качестве справки:
и в 1277 году Киев, Полоцк и Новгород оставались торговыми городами, только хазареи порушили там республику и устроили свои порядки.. огнём мечом засадили христианство с подтекстом...,за что и поплатились вельма.
по сему в летописях перелизанных, новгородских князей Wлговичей, начали именовать то литовскими, то латышскими нарманами...
очень характерная позиция "просветителей" от избранных торгашей... и поныне...

и так
Мамаев курган - главная высота России, священное место для россиян. Воздвигнутый на нем памятник - гигантский и величественный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане - запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда в сражении, ставшим переломным в Великой Отечественной войне.

Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского нашествия - так говорится в путеводителях по Мамаеву кургану. Уже тогда курган был стратегически важной высотой - на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Сторожевой дозор охранял от внезапных нападений столицу ханства Сарай-Берке, хан посылал около сотни отборных воинов из своей личной охраны для несения службы на кургане. Однако сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» считают иначе.
По их мнению, никаких постоянных караулов и застав хана Мамая в этой местности не было. «До войны местные жители называли эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло». Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала Евгения Вучетича....( о радужности автора надо? может о мифологической парадигме от исифа виссарионыча?)
http://www.volfoto.ru/volgograd/mamayev_kurgan/

о как

ну, то что Куликово поле тоже найти толком никто не может... надо говорить?

Святой Католикос Мамай (744)

Дни памяти: 3 мая

Святой Мамай правил Грузинской Церковью в 731-744 годах.
      Биографические сведения о нем не сохранились. Известно лишь, что святой Мамай был настоятелем Зедазенского монастыря и упоминается в списке Зедазенских отцов.
      Выдающегося своей деятельностью и одарённого высокой духовной мудростью святого Мамая избрали Католикосом Грузии. Католикос (греч. Καθολικος - вселенский, всеобщий, соборный) - титул высших духовных лиц... ой не от сель ли католики пошли???)(Это было трудной и почетной обязанностью, ибо Католикосы и цари Грузии являлись первой мишенью врага. К тому же, если для царей дипломатические маневры и компромиссы в определённой мере были допустимы и даже обязательны, то от своего архипастыря верующий народ всегда ожидал проявления одной возвышенной добродетели.(:)) судя по всему и до сих пор ждётЬ)

Из всех Грузинских Патриархов, достойно нёсших тяжёлый мученический крест архипастыря Грузинской Церкви, доныне канонизированы лишь восемь. Тот факт, что святой Католикос Мамай является одним из них, наилучшим образом свидетельствует о значимости его подвигов.
      Грузинская Православная Церковь, благодарная за беззаветную деятельность святого Мамая и ныне с надеждой смотрит на своего мудрого пастыря.

Святой Мамай на льве. Серебряный диск из Гелати.  Тбилиси,  Музей  искусств  Грузинской ССР.



http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/ill/36.htm

так ремарка :

После битвы



Наличие в русском войске сурожан в качестве проводников даёт основание предполагать о намерении командования русской рати осуществить поход вглубь степей, в которых кочевали татары. Но победу на Куликовом поле не удалось закрепить полным разгромом Золотой Орды. Для этого не было ещё достаточных сил. Учтя большие потери русской рати и опасность похода вглубь степей с небольшими силами, командование приняло решение возвратиться в Москву



Когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло добивали беззащитных раненых, а некоторые рязанцы в отсутствие своего князя грабили обозы, возвращающиеся в Москву через Рязанскую землю.

В 1381 году Олег Рязанский признал себя «младшим братом» и заключил с Дмитрием антиордынский договор, аналогичный московско-тверскому договору 1375 года, и обещал вернуть захваченных после Куликовской битвы пленных.
http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=239

ничего не напоминает?
мне так сразу морда-лица гиркина всплыла, реконструктор? чего приходил и людей положил...,
ах, сталинградская
битва, как бы "русский мир" и всё такое..., только вот в летопИсях с какого бодуна проусь-норманны хазарям вдруг друзья? и хана не тронул и землю кровью залил, победа???

ну и так, про всяк случай:

Казак Мамай (укр. Козак Мамай) - один из самых популярных наУкраине образов казака-лыцаря (рыцаря), которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом.

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века.
акие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не трогай» (укр. «Я козак Мамай, мене не займай»). Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом нраве хозяев.( уху) Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.
Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця».( я так понимаю, фантастика это тот жанр, который как успокоительное действует на корневые ментальные чуйства)
фильм «Мамай»

В фильме переплетены два сюжета. Первый - «Дума про трёх братьев азовских» ( опять же, с какого бодуна???), литературная основа которой датируется XVI веком. Второй - «Песнь Дервиша про трёх доблестных мамлюков», из эпоса тюркских народов, который бытует у крымских татар.

Трое родных братьев, служивших наёмниками в трёх разных армиях, бросают службу, услышав плач Золотой Песенной Колыбели. Согласно татарской легенде, когда Колыбель попадает в руки чужаков - татары теряют свою силу, их народ рассыпается, прерывается род.
это, ящитаю уже полная феерия ( как кора-блЬ назовёёте,... если что, то оне всегда плачут... радужные во всех смесях...)
В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%E7%E0%EA_%CC%E0%EC%E0%E9

мысли вслух, Русь, история

Previous post Next post
Up