Между живыми и мёртвыми. Лаокоон.

Feb 09, 2015 15:23





две версии мифа:
"логичная"
Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но жрец нарушил запрет и, больше того, сошелся со своей женой в самом храме Аполлона. За это он и был наказан богом, причем, по одному из вариантов мифа, змеями были задушены только дети Лаокоона (произошло это в том же самом храме, где Лаокоон оскорбил Аполлона), сам же он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу (Квинтилиан, XII 444-497).Его два сына были близнецами.(Петроний. Сатирикон 89, ст. 42)
утраченная трагедия "Лаокоон" Софокла, 370-377)

"с привязкой" алогичная

Лаокоон, в греческой мифологии троянский жрец Аполлона, прорицатель. Когда троянцы в недоумении и нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и некоторые предлагали ввести его в город, Лаокоон и Кассандра яростно возражали против этого, предостерегая соотечественников от коварства греков. Однако троянцы, выслушав рассказ Синона, все больше склонялись к тому, чтобы принять в город этот дар ахейцев. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Лаокоона и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель (Вергилий, Энеида, II 40-53, 199-231).

и в одной и в другой основной акцент предательство.

жрецы Аполлона
Один из них - некий Олен из Ликии, то есть из Малой Азии. По словам Павсания (IX 27, 1), он первый создал для эллинов самые древние гимны.

Так вот, Псевдо-Плутарх (3) свидетельствует, что в «Собрании» Гераклида было такое сообщение: «Дельфиец Филаммон представил в мелосах происхождение Латоны, Артемиды и Аполлона и первый установил хороводы вокруг святилища в Дельфах». Из этого фрагмента следует, что Филаммон создал произведения, повествующие о жизни матери Аполлона и Артемиды - Латоны (Лето).
Согласно мифу, после того как могучий Зевс сошелся с Латоной, его ревнивая жена Гера наслала на Латону страшного дракона Пифона, повсюду преследовавшего свою жертву. Наконец, бедной скиталице удалось укрыться на острове Делос, который в то время носился по волнам бурного моря, как корабль, потерявший управление. Как только Латона вступила на Делос, он остановился и стоит неподвижно до сих пор. Сам же остров был диким, лишенным растительности, на него никогда не светило солнце. Но когда Латона родила Аполлона и Артемиду, землю острова пригрело яркое солнце и он покрылся буйной растительностью, на нем закипела жизнь. Это сама природа встречала рождение двух великих богов-близнецов.
Вторая заслуга, приписываемая Филаммону, - введение хороводов вокруг храма Аполлона в Дельфах. Здесь особо следует вспомнить об упоминавшейся уже гипорхеме, так как этот песенно-танцевальный жанр впервые сформировался при музыкальном оформлении культа Аполлона. Поэтому можно считать, что именно Филаммон был его создателем.
Как мы видим, оба сообщения трактата Псевдо-Плутарха довольно правдоподобны и не противоречат известным нормам древнегреческой религиозной музыки. Однако в них есть одна деталь, остающаяся непонятной. Само имя музыканта - Филаммон (Φιλάμμων, буквально - «любящий Аммона») указывает на культ ливийско-египетского божества Аммона, впоследствии отождествлявшегося с греческим Зевсом. И вопреки такому «говорящему» имени Овидий («Метаморфозы» XI 316-317), передавая древнейшее предание, говорит о Филаммоне даже как о сыне Аполлона, «знаменитом вокальной песней и кифарой».
http://www.sno.pro1.ru/lib/gerzman/23.htm



это стелла с Амонра, и символом Крылатое Солнце с двумя головами змеями.

кого предал Лаокоон? и предавал ли?

Культовое значение 3мея как символа плодородия - одна из наиболее характерных черт ранней мифологической символики древнейших земледельческих культур Юго-Восточной Европы 6-4-го тыс. до н. э. Культовые сосуды и крашеная керамика с изображениями змей (часто двух) характерны также и для культур Малой Азии (Хаджилар) и Сирии (Тель-Рамад) 6-5-го тыс. до н. э.

Возможным продолжением древнебалканского культа змей (в связи с богиней плодородия) являются ранние кипрские и критские изображения женщин («жриц») со 3меей. (Чаще всего двумя) в руках, связываемые с другими следами широко распространённого культа змей как атрибута хтонических божеств плодородия (а так-же и богинь смерти) в эгейском мире. В виде кобры или коброголовой женщины изображалась египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет. Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины (ср. также представление о 3мее как символе мудрости у других народов), ряд черт которой восходит к крито-микенской богине со змеями.







или вот например как эти двуглавые птички "украшение" "шаманов"
датировка от 4 до 2 тысячилетия до н.э.)
( за качество фото извиняюсь, темно, со вспышкой нельзя)

двойственность мира как череды жизнь-смерть, или основная жреческая функция - быть между живыми и мёртвыми, для народов пришедших стала иметь только негативное значение

Древний образ 3мея у дерева (чаще всего у его корней, как в мифологии «Ригведы» и «Эдды», в славянском фольклоре и т. п.) получает негативное значение (иногда в связи с фаллической символикой 3мея)
и враждебной человеку стихией (лесом) часто ассоциируется с другими существами, которые считались враждебными. Так, близнецы, представлявшиеся на ранних этапах развития близнечных мифов как существа, опасные для человека, могут отождествляться со 3меем: на языке нгбанди (Центральная Африка) ngo - змея, близнец; у дан (Западная Африка) близнецы связывались с чёрной змеей; у бамилеке (Камерун) при рождении близнецов приносят жертву жабе и змее.

по сути для греков ( племени пришедшем из нынешней Палестины), ознакомившихся с чужой исконной мифологие средиземья, миф о жреце Лаокооне стал символм только смерти, - "смерть богов, чужих богов, которых "наказали" за несоответствие собственным представлениям о мире.

вся ментальность сего народа выражено очень лаконично
одним из его представителей
Фалес Милетский говорил:
« За три вещи я благодарю Зевса:
- за то, что он создал меня человеком, а не животным,
- за то, что он создал меня мужчиной, а не женщиной,
- за то, что он создал меня греком,а не варваром»

позволю себе напомнить, что у автохонного народа Анатолии хатти, вар ( var/ far) есть царь.),
также как фараон есть царь.

вариативность  изложения мифа с привязкой к троянской войне, это уже так сказать третьи руки.

узлы, искусство, мифология, языки, народы, Эрмитаж, история

Previous post Next post
Up