кАлика перехожая

Jun 22, 2022 10:55

всё движется по спирали
вот и я вернулась к старой теме https://n-naryshkina.livejournal.com/1343267.html

но уже с другого ракурса:

Загадки и тайны истории. Древние цивилизации.
Проклятие от «калик перехожих»: почему на Руси никогда не отказывали странникам в ночлеге
Вера в то, что святые ходят по Руси из монастыря в монастырь под видом «калик перехожих», в народе существовала в момента Крещения и до Октябрьской революции. Отказать путнику, попросившемуся на ночлег считалось недопустимым - ведь кто знает, может этот странник на самом деле святой человек, и отказ может повлечь за собой большие неприятности.
Отрясите прах с ваших ног
Проклятия паломников или путешествующих монахов страшились пуще огня. Очевидно, это было связано с Евангелием, в котором Христос наказал своим апостолам идти в народы и нести Благую весть налегке. Они не должны брать с собой «ни золота, ни серебра, ни сумы», и никаких запасов, но в каждом городе надо было идти к «достойным» людям.
И если хозяева принимали апостолов хорошо и внимали Евангелию, то апостол, уходя, должен был пожелать этому дому мира. Если же его принимали плохо и не внимали вестям о Спасителе, он должен был выйти из дома и «отрясти прах» со своих ног. «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» - так напутствовал своих учеников Спаситель (Мтф. 10:15).
Православные христиане страшились проклятия, из уст в уста передавая свидетельства о подобных случаях. Филологи из Псковского университета Любовь Алексеевна Юрчук и Илья Викторович Казаков в работе «Псковские фольклорные легенды о местных святых и праведниках» сумели собрать свидетельства крестьян о случаях, когда по дорогам псковщины ходили преподобные святые Онуфрий Мальский, Мардарий и прп. Никандр.
Согласно сказаниям крестьян бывали случаи, когда по проклятью этих святых в крае пересыхали реки, исчезали рыбные озера, наступала засуха или полностью сгорали деревни.
В деревне Локоть Прохоровского района ходило сказание, по которому прп. Никандра не пустили переночевать, когда он возвращался из Крыпецкого монастыря в свою пустынь. Тогда святой сказал равнодушным людям: «Бедно жить будете», - и ушел дальше. Все случилось по его словам, а кроме этого, в доме начал болеть ребенок - девочка, которая все время плакала - «скрипела».
В деревне Воронцово бытовало другое сказание. Там радушные хозяева пустили св. Никандра переночевать, но при этом сами пили-гуляли всю ночь, искренне расстраиваясь, что старец не пьет с ними, а когда наутро узнали, что у соседа кто-то украл лошадь, с пьяных глаз повесили эту кражу на Никандра и избили его до полусмерти. Святой же невинному соседу предсказал, что лошадь к нему вернется - ее украли цыгане, и проклял не только гулящих хозяев, но и всю деревню: «Будьте вы ни сыты, ни голодны». С той поры деревня стала нищей. В нее не шли невесты, по весне ее стало заливать водой, земля стала тощей, а крестьян преследовали неурожай и голод.
Мир вашему дому
Снять проклятье, наложенное преподобным старцем, мог другой святой. Например, в случае с семьей в деревне Локоть, ее навестил другой святой странник, и крестьяне снова не пустили его в дом, но теперь уже объяснили свой поступок тем, что гость не выспится, так как ребенок все время кричит.
Однако гость настоял на том, чтобы его пустили хотя бы на порог дома, и за это снял проклятье и вылечил дитя.
Но чаще всего крестьянам приходилось идти на поклон к святому человеку, находить его в монастыре или в скиту, каяться и просить его, чтобы снял проклятье. Например, известно, что в пустынь к Никандру приходили мужики из деревни Веретени, очень просили, чтобы святой сделал так, чтобы деревня не горела больше. Святой пожурил мужиков и впредь наказал им, чтобы они не работали по воскресеньями и церковным праздникам, а обязательно бы шли в эти дни в храмы - молиться Богу. Как только крестьяне стали поступать так, как велел святой, пожары прекратились.
Подарок от святого
Добрые люди, принимавшие святого, как правило получали награду, иногда неожиданную. Например, с прп. Никандром связывают случай, когда вдова с тремя детьми пустила его переночевать, а он вместо того, чтобы остаться в доме, велел ей брать детей и идти с ним, а по дороге не оборачиваться. Догадываясь, что перед ней не простой монах, а святой старец, женщина так и поступила, несмотря на то, что сзади доносился страшный шум и крики. Оказалось, что за ночь вся деревня ушла под воду в карстовый провал, и на ее месте образовалось озеро.
В отдельных сказаниях упоминалось, что святые часто благодарили людей, открывая ключи (родники) вода в которых признавалась целебной, «святой». С ее помощью исцеляли болезни глаз или общее недомогание. Часто святые оставляли добрым людям некую «память» о себе - святыню. Например, каменную плиту с отпечатками своих ног. Крестьяне верили - если на ней постоять - болезнь пройдет.
В деревне Подклинье крестьяне связывали открытие местных минеральных источников и лечебной грязи с «подарком» преподобного Никандра.
Бог зла не желает
Как же понимать подобное проклятье? Разве святой человек может творить зло? - тут же возникнет вопрос у атеистов. Православная писательница Мария Городова указывает, что проклятие - это «реакция Бога на вопиющее нарушение заповедей». Само по себе оно не несет зла - зло уже находится в душе у согрешившего человека, проклятье же дает ему шанс на покаяние и исправление.
Святой Паисий Святогорец учил, что если проклятые люди осознают свою вину и раскаются, их беды подойдут к концу. Надо лишь сходить на исповедь и покаяться в грехах, искренне сказав Богу: « Господи! Я согрешил! Прости меня!».
Проклятья святых людей следует опасаться и сейчас. Благодаря ютуб-каналу «Лавра. Шлях до небес», стал широко известен такой случай: в 2012 году наместник Киево-Печерской лавры, митрополит Павел проклял сотрудников реставрационных мастерских, работавших на территории Лавры, за то, что они изготавливали поддельный антиквариат.
Работники митрополиту не поверили, не ушли, а написали жалобу митрополиту Владимиру. В тот же день трое из них скончались. Когда музейщики явились к Павлу с претензиями, тот ответил им так: «До вечера умрете все. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». К вечеру умер еще один «реставратор», после чего остальные быстренько собрали вещи и удалились из Лавры.
во-первых
Калика в русских былинах - ОНА
во-вторых
христианство, убивающее язычество, подминающее по себя традиции, так и не смогло из устного народного творчества искоренить истинный корневой смысл

ОНА

Калика-богатырь
А и с-под ельничка, с-под березничка,
Из-под часта молодого орешничка,
Выходила калика перехожая,
Перехожая калика переезжая.
У калики костыль дорог рыбий зуб,
Дорог рыбий зуб да в девяносто пуд,
О костыль калика подпирается,
Высоко калика поднимается,
Как повыше лесу да стоячего,
А пониже облачка ходячего,
Опустилася калика на тыи поля.....

А и ко славному ко городу ко Киеву,
Она в город шла да не воротами,
Она прямо через стену городовую,
Нечто лучшу башню наугольную,
Становилася калика середь города,
Закричала калика во всю голову,
С теремов вершочики посыпались,
Ай околенки да повалялися,
На столах питья да поплескалися....

Поезжат казак Илья Муромец
Во тую ли силу в великую,
Во тую ли силу правой рукой,
Добрыня Никитинич левой рукой,
Калика шла серёдочкой.https://history.wikireading.ru/85044

и в былине о Илье Муромском ДВЕ Калики, а не ДВА:

Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
"Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом".
https://www.byliny.ru/content/text/istselenie-ili-muromtsa

то есть, никак не могла Калика быть калЕкой слепым, старцем-монахом
посему, переделки христиан лишили сути само имя Калики
а имя её понятное и простое - СУДЬБА

в балтийских языках осталось kauliukas - игра в кости, то есть то, что делали волхи/ жрецы - бросали кости с рунами, предсказывая судьбу.
https://www.sonnik-online.net/gadaniya/runi/istoriya.html

в былинах судьба "неубиваема", это сила, которую не перешибить:

Выходил Добрынюшка Никитинич,
Как берет Добрынюшка черлёный вяз,
Не грузныя вяз, да в девяносто луд.
Он бьет калику по головушке,
Каликушка стоит не стряхнется,
Ея жёлты кудри не сворохнутся.
Выходил казак Илья Муромец,
Говорит казак таково слово:
«Уж вы, глупы русские богатыри!
Почто бьете калику по головушке?
Еще наб у калики вистей спрашивать:
Куды шла калика, а что видела?»

то, что в карело-финской и эстонской мифологии Калев\ы\  был\и\  родоночальником\и\  богатырей, только подтверждает суть силы, веры в СУДЬБУ - КАЛИКУ.)
так же, метаморфозы - чернолицая Калика, Калика проклинающая...
люди, чьими устами говорит Калика\божевольные\ - суть яви судьбы.

традиция, история, языки, Русь, этимология, мысли вслух

Previous post Next post
Up