парадокс слепоты

Oct 19, 2021 08:36

Руны

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов[19], которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.
Эту версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем)

древнегерманские руны


Рунический алфавит
письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII век на территории современных Дании, Швеции и Норвегии, по X-XIII век - в Исландии и Гренландии, а в шведской провинции Даларна - вплоть до XIX века. Руны (символы) высекались или вырезались на камне, металле, дереве, кости[2]; они имеют специфическую угловатую форму, приспособленную для высекания и вырезания.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Руны



Древнетюркские руны,

Начиная с Томсена енисейские надписи считаются старшими по возрасту, а орхонские - младше. Однако некоторые исследователи (Кормушин И. В. и другие) полагают, что, наоборот, орхонские - старше и тюркское письмо было создано около начала 8 века.
------
Великий шёлковый путь -
Тохары
народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.)
Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали особо тесные связи, объединяющие тохарский (ārsí-kučaññe) с фрако-фригийским, германским и балто-славянским языками[2].
Исходно псевдотохары занимали место в Таримской впадине, Ганьсу. О предполагаемом их облике позволяют судить таримские мумии. Наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние - II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани - войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тохары

----
вишенька

Майкопский камень (плита из Майкопа), III-IV тыс. до н.э.




В  1960 г на одном из хуторов недалеко от Майкопа в Адыгее (на территории Коэщевского городища, которое было солярным святилищем) был найден камень с загадочными знаками. Камень так бы и лежал в хранилище вместе с массой других археологических материалов, если бы в начале 1963 г. с ним не познакомился этнограф Л.И. Лавров, известный специалист по эпиграфике Кавказа. Он отвез его в Ленинград и показал ведущим советским экспертам по древним письменам. Камень, названный "майкопской плитой", сейчас хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее. Первая публикация была в журнале «Техника - молодёжи», № 11, 1964 г., с. 9. Рисуночные знаки на плите до сих пор не расшифрованы и принадлежат, предположительно, майкопской археологической культуре (мегалитической, существовавшей с середины 4 тыс. до н. э. по середину 3 тыс. до н. э.) или даже более древней (но встречалась и более поздняя датировка - 12-й век до н.э.). Носители майкопской культуры были строителями дольменов, поэтому, не исключено, похожие надписи будут обнаружены в других местах распространения дольменов - на средиземноморских островах или европейском побережье Атлантики. Даже при датировке конец 3 тыс. до н. э. Майкопская плита является самым древним материальным артефактом создания письменности автохтонным народом на территории бывшего СССР и России.

По версии Г.Ф.Турчанинова, большинство знаков майкопского камня схоже с протобиблскими. Если эта схожесть не случайна, то пока не понятно, какой ареал первичен - Сирия (где мегалитическая традиция более древняя) или Северный Кавказ. Возможно, письменность занесли в Сирию проданные абреками рабы. По версии Л.А.Нагоевой, петроглифы на майкопской плите схожи с тэртэрийскими знаками культуры Винча (а они - с протошумерскими иероглифами).

За дешифровку текста на Майкопской плите взялся профессор Г. Ф. Турчанинов из Ленинградского филиала Института языкознания АН СССР. Он сопоставил ее с библским псевдоиероглифическим письмом и нашел в ней некоторые элементы, напоминавшие ему хеттскую иероглифику. По палеографическим особенностям он датировал надпись 13-12 веками до н.э. и счел ее произведением колхов, когда-то обитавших в этих местах. Но самым удивительным было то, что, по Турчанинову, надпись легко читалась по-абхазски. А речь в ней будто бы шла о городе Айа, принадлежавшем местному правителю и построенному где-то в предгорьях. Согласно Турчанинову надпись гласит: "Этот город, кому принадлежит - царь великий наш царь Мран есть. Город Айя его собаственность - есть. Правитель Х-3 соорудил его в месяц сева в 21 году на самой окраине гор". В дальнейшем Турчанинов переработал этот текст: "Этот азегского царя Великого Марны потомок (сын) есть. Крепость Айя его собственность. Пагя из Хизы сюда выйдя в начале месяца сева в 21 году, соорудил (эту) крепость в стране скал, в золотоносной земле, в долине Паху". Турчанинов видел в этой надписи переклички с мифом об аргонавтах. Он писал о возможных контактах древних абхазов с финикийцами и хеттами и даже готов отождествить синдов, обитавших в античности на Тамани, с абхазами. Что же касается древнего города, упоминавшегося в надписи, то он предполагал, что тот стоял когда-то в долине р. Белой, т.е. на территории Адыгеи. (Турчанинов, 1965а; 1966; 1971. С 11-33).

Адыгейский ученый и археолог Н. Г. Ловпаче обнародовал свою версию перевода на основании хеттского иероглифического письма на древнеадыгском языке: "Великий жрец Хебату, наместник бога касутава, 51-летний муж, придя в "сады", построил город отпрыску царского дома Сапуле, младшему брату Арнувады. Тысячу рук (строителей), маталла и агари (граб) доставил правитель в город. В 25й год хатама (процветания?) правитель освятил дворцовую крепость Маэ жертвой 21 овцы божеству зерна Хаяме обпахав его".
--
Вот, например, надпись, в которой упомянуто племя - Трам, встречающаяся сегодня в абазинском ауле Красный Восток (Гумлокт), в качестве фамилии Трамовы.


Бронзовая спатула б из Библа XIX в. до н. эпрорисовка текста (аверс) 
https://ubykh.livejournal.com/3409.html

письменность, история, лингвистическое, археология, культура

Previous post Next post
Up