Нравится мне эта мысль. Из статьи про «групповую полиаморную семью».
«Если в ваших взаимоотношениях находится место для кого-то еще, вам придется смириться с тем, что вы не единственный, а если такого места не находится, то вам придется смириться с тем, что жить вы будете с одним-единственным партнером». Андрей Валамин о том же (отрывок из лекции про действительную терапию):
«Жизнь начинается тогда, когда мы сталкиваемся с собственными ограничениями, с тем, что нам хочется того, на что у нас руки коротки, кишка тонка. На самом деле человек начинает расти, жить, приучаться по-настоящему действовать в ситуации, когда он сталкивается с одновременной амбивалентностью. Она мучительна, но именно она ведет к росту (когда я не обесцениваю невыбранное, а точно понимаю, что для меня чрезвычайно ценны вот эти две вещи, и одновременно я их проживать не могу). Эта ситуация в классической гештальт-терапии называется тупиком, но именно она ведет к росту. По сути дела, удержание клиента в этой точке чрезвычайно важно. Не поддаваться соблазну помочь ему, присоветовать как-то, облегчить себе жизнь.
<…>
Очень часто клиент принимает псевдо-решение. Решение без действия, так называемый «флирт с решением». Нам важно понять, почему человеку так сложно принять реальное решение, которое по сути - уже шаг. Есть несколько причин. Первая, потому что подлинное решение - это, конечно, исключение альтернативы, отречение от чего-то другого. Именно отречение. Не прятанье про запас в дальний темный уголок, чтобы как-то не выбрать, чтобы вобщем-то еще был шажок назад. Настоящее решение - это обязательно отречение. И человеческая проблема заключается в том, что на самом-то деле время, наше время, такой экзистенциальный конструкт - это постоянное исключение чего-то. Сейчас вы здесь. И это значит, что вы необратимо негде-то. Необратимо. И никогда не будете там.
Часто мы упускаем из вида одну важную штуку в гештальт-терапии. Мы все время способствуем тому, чтобы клиент мог присвоить, ассимилировать нечто. Но не надо забывать, что функция отвержения не менее важна. Не менее важно, чтобы клиент научился отвергать, выплевывать, выбрасывать, не брать. Мужество и зрелость - это способность к таким отречениям. Настоящее решение - это всегда экзистенциальная ситуация (мы здесь сталкиваемся с феноменом смерти), поскольку отречься от альтернативы - это убить. И в этом смысле подлинное решение - это некоторые похороны, потому что вы действительно хороните альтернативу.
Кроме того, настоящее решение практически всегда связано с виной. Отто Ранк говорил, что у ребенка волевая функция начинает проявляться с противо-воли (он противостоит родителям), и в этом смысле он виноват. Это то, что несем все мы, потому что, когда мы по-настоящему решаем, мы испытываем вину. Возьмите любой любовный треугольник, любой выбор женщины или мужчины, и вы найдете там уйму вины. Невозможно принять реальное решение без вины. Очень важно, чтобы мы сопровождали клиента не в поиске решения без вины, а в проживании его вины.
Таким образом, существует четыре базовых способа избегания настоящего решения. Первый - это торг (как бы так выбрать, чтобы еще остался кусочек от другого?). Второе - девальвация, обесценивание невыбранного («этот виноград кислый, дурацкий, зеленый…»). Мы очень часто так делаем, когда выбираем. Сами себя убеждаем, что на самом деле нечего было там и ловить. В этом смысле терапевт может оказать прекрасную услугу, когда он не обманывается и клиенту не позволяет обманываться. Не принимает всю эту болтовню про то, что какой я молодец, отказался от ненужного... Если это реальный выбор, то ты отказался от нужного, от очень желанного и важного. И в этом нужна поддержка. Третий способ - это делегирование своего решения кому-то (тут понятно, не буду говорить про проекции). Ну, и четвертый способ - это делегирование решения чему-то (судьбе, картам торо и т.д…, не случайно тут два кота прошли, наверное это для меня про что-то, перекладывание ответственности на какие-то мистические вещи)».
Как по мне, в этом и есть суть. Сам по себе предмет выбора - уже нюансы. Каждому свое.