На днях вышла моя с Игорем Манном
книга «Лайфхак на каждый день». В издательстве «Манн, Иванов и Фербер».
Для Игоря это семнадцатая книга. Для меня - первая, а потому это большое событие в моей жизни.
Про саму книгу писать не буду. В этой статье хочу поделиться лайфхаками, как издать бумажную книгу в крутом издательстве.
Эту статью я написал для портала
"Жить Интересно!".
Почему важно издаться именно в крутом издательстве?
Мы больше не живём в Советском Союзе, когда публиковались только избранные авторы. Когда пробиться в печать было крайне трудно. Хорошо об этом писал, например, Сергей Довлатов.
Сейчас свободный рынок - пожалуйста, печатайся сколько угодно. И выпустить бумажную книгу несложно. Мне же хотелось свою первую книгу выпустить именно в крутом издательстве, таком, например, как МИФ. МИФ - моё любимое издательство. Те, кто читают мой блог знают, что я сделал десятки обзоров книг МИФа.
Крутое издательство - почему это важно?
Во-первых, огромная аудитория. Например, у МИФа в Facebook - 150к читателей, в Вконтакте - 320к. Добавьте сюда юридические лица: корпорации и банки со своими большими библиотеками. И каждый автор МИФа получает доступ к этой «тёплой» аудитории.
Во-вторых, хорошее издательство отличается уровнем сотрудников:
- дизайнеры,
- верстальщики,
- корректоры,
- редакторы.
Это очень влияет на качество книги.
Дальше приведу восемь конкретных лайфхаков, которые помогли мне выпустить свою первую книгу в таком издательстве.
Лайфхак №1. Найдите себе опытного соавтора.
В моем случае - Игорь Манн.
Человека более опытного и в авторском, и в книгоиздательском деле сложно себе представить.
Плюс к этому Игорь - отличный стратег. Вся идея книги, структура и формат принадлежат ему.
Лайфхак №2. Пишите о конкретных вещах.
Молодому автору сложно придумать новую систему или опровергнуть догмы. Да и вообще смешно смотрится, когда молодой человек учит всех жизни.
Поэтому я рекомендую первую книгу писать предельно конкретно. Например, мы своей книге не лезли в дебри эффективности, а просто собрали большое количество лайфхаков, которые шаг за шагом делают вас эффективнее. Почти все лайфхаки проверялись нами на практике - книга получилась «бери и делай».
Лайфхак №3. Попросите помощи у вашего «племени».
В самом начале мы с Игорем объявили конкурс на наших блогах. Мы попросили 18000 своих читателей присылать свои лайфхаки. Откликнулось несколько сотен, и после жёсткого отбора несколько десятков лайфхаков попали в книгу. Победители были упомянуты в книге, а в ближайшее время получат и другие призы.
Не надо стесняться обращаться к своим читателям: одна голова - хорошо, а 18000 голов - лучше.
Лайфхак №4. Найдите/наймите себе помощников.
Многие представляют себе написание книги так: автор лежит на завалинке, почёсывает карандашом за ухом и иногда что-то карябает в тетрадке.
Самый большой объем работы в нашем случае - не написание текста, а проверка информации. Каждый лайфхак мы старались проверить на практике, найти научные исследования или авторитетный источник. В этом нам помогали добровольцы. Ещё раз спасибо вам: Карина Скрипкина и Любовь Скалецкая!
Лайфхак №5. Используйте тестеров.
Когда книга была уже готова, Игорь подключил тестеров:
Тестеры - это добровольцы, которые внимательно прочитывали книгу и на полях в режиме редактирования оставляли свои заметки:
Заметки могли быть самыми разнообразными:
- орфографические и стилистические ошибки,
- неточности в описании,
- предложения шуток, анекдотов и историй,
- предложения самих лайфхаков.
А один раз тестер спас нас от серьёзных неприятностей. Я написал, что лайфхак с календарем-пинариком принадлежит Глебу Архангельскому, а на самом деле это было творение Дмитрия Литвака (кстати одного из авторов «Жить интересно»). Тестер скинул мне ссылку на целое разбирательство по этому поводу. Я вздохнул с облегчением - избежали скандала.
Также тестерами по сути выступили редакторы МИФ, которые по долгу службы не раз прочитали книгу. Спасибо им, что помимо своей прямой работы, они тоже предлагали свои лайфхаки и другие улучшения.
Зачем я это все пишу?
Раньше, когда я читал другие книги, я часто вздыхал: «мне так никогда не суметь». Я поражался глубине мыслей, отточенности стиля и слога, эрудиции. И только сейчас я понимаю: книга - это всегда коллективное творчество. Авторы на виду, а в тени остаются десятки людей, которые тоже внесли свой вклад.
Лайфхак №6. Читайте книги.
Чтобы написать хорошую книгу, нужно прочесть не один десяток книг по теме. Причём, часто интересные мысли приходят из других тематик и жанров.
Например, вы можете встретить в нашей книге «лайфхаки» из книг Чалдини, Гандапаса, Архангельского и других. Разумеется, с указанием первоисточника.
Лайфхак №7. Пишите просто.
Не устаю всем и каждому «рекламировать» книгу Уильяма Зинсера «Как писать хорошо». Один из его классических советов: начинающий писатель должен избегать длинных предложений. Нужно писать короткими предложениями, простыми формулировками и словами.
Язык девятиклассника! Сложность придёт потом. Начинайте с простого.
Уверен, что и редакторы издательств меня поддержат. Они также, как и я, не любят словоблудие и канцеляриты. Да, слово «канцелярит» само по себе является канцеляритом))
Лайфхак №8. Используйте Microsoft Word.
Ага, продакт плейсмент))
Перед тем, как сесть за книгу, я приобрёл последнюю версию Microsoft Word. 286 рублей в месяц и это того стоит.
Удобная навигация по документу:
Удобный режим совместного редактирования (работа с соавтором, тестерами и редакторами):
Ну, и старый добрый режим исправления ошибок)) Который неплохой, но, к сожалению, не стал лучше((
Я ещё тот перфекционист, и перед написанием просмотрел огромной видеокурс по Word. Рекомендую - обнаружите кучу хитрых настроек. Особенно они облегчают жизнь при работе с такими большими объёмами текста.
Итого
Опубликоваться в крутом издательстве реально. И это безусловно того стоит: сильное продвижение, больше тиражи, качественнее книга.
Пишите в комментариях!
А у вас есть идея для книги?
Планируете ли вы издаваться? В каком издательстве?
Друзья, не забывайте про
3 эксперимента, которые я проведу над собой. Только от вас зависит, чем я буду "страдать" в ближайшие месяцы. Осталось всего 3 дня!