Фото: Маргарита Стефанкова
Отчёт (с)
www.headbanger.ru Есть группы, ориентированные на песенную форму, на которые ходишь подпеть любимые хиты; есть группы с упором на техничность, на которые интересно попасть, чтобы посмотреть, как они решают головоломки собственного сочинения; а есть группы трансовые (и речь здесь не только о стиле электронной музыки), от которых ждёшь шаманства, погружения в атмосферу (как ни избито это словосочетание) и эффектов изменённого сознания безо всяких веществ.
Для меня эталонным концертом третьего типа до сих пор являлось выступление Isis в Москве в 2008 году. Им не помешали ни анти-акустические характеристики небольшого вытянутого зала, наполненного дымом и забитого людьми как жестянка шпротами, ни какие-либо ещё проблемы.
Чего-то подобного можно было ожидать и от Cult of Luna, но их первый концерт в Москве остался в памяти просто одним из концертов того же 2008 года - то ли звукорежиссёры не справились с залом и оборудованием, то ли музыканты были не в форме, но чуда не случилось. В этот раз надежд также не добавляла репутация клуба Volta, где лишь немногим удавалось отстроить приличный звук. В довершение всего в Москву безо всяких официальных объявлений (по слухам - по каким-то личным причинам) не доехали аж двое музыкантов. Состав Cult of Luna выглядит довольно экзотично для рядового любителя тяжёлой музыки, и жаловаться на отсутствие второго барабанщика и третьего гитариста почти что смешно; однако фанатов сильно расстроило расхождение композиций со студийными версиями, а люди, бывавшие на концертах коллектива в Европе, утверждают, что со всеми семью участниками шведы звучат ещё мощнее. Что ж, поверим им на слово, но концерт в Москве и так получился выше всяких похвал.
В 20:30, строго по графику, из зала донеслись призывные звуки “The One”, а следом за ней уже живьём зазвучала визитная карточка последнего альбома - мрачнейшая “I: The Weapon”. Сразу стало ясно, что шведы не забыли дома ещё одного участника группы - световика Алексиса Ионатоса. Вопреки слухам, они не возят с собой собственное световое оборудование, для такого шоу вполне достаточно иметь в штате художника по свету. Атмосфера начала затягивать, и постепенно стало понятно, насколько концептуальны нынешние выступления Cult of Luna. Этой группе не нужен разогрев - он не впишется в драматургию действа; софиты не для того, чтобы освещать лица музыкантов - тёмные силуэты в лучах света и блуждающие огни, рисующие в воображении видеоряд не хуже клипов, гораздо больше соответствуют выбранной эстетике; публике всё сложнее аплодировать - крошечные перерывы между навалом звуков просто не оставляют для этого места, настоящим мастерам атмосферного сладжа нужны не благодарные зрители, а околдованные истуканы, покачивающиеся из стороны в сторону, независимо от того, есть музыка или её почти нет (эффект был особенно очевиден в начале “Vicarious Redemption”). “Это же современный Pink Floyd”, - ошарашенно бормочет стоящий рядом со мной бородач.
Сет-лист был довольно предсказуем: половина - с последнего альбома, половина - 2004-2008 гг. Давним любителям группы (к которым отношу себя и я) несколько обидно за первые две пластинки, но если отбросить ностальгию, замена старых вещей новыми вполне оправдана: диск “Vertical”, выпущенный в прошлом году, богат гнетущими, тяжёлыми треками, где вокал - лишь часть инструментальной композиции. В достатке было и меланхоличного мелодизма клавишных, воспринимающихся в этом почти индустриальном шуме как нечто особенно прекрасное и возвышенное. Присутствие музыки со всех альбомов было бы лишь статистической формальностью. А как мы уже поняли, формальности Cult of Luna не интересуют.
Тем временем напряжение нарастало (явно не без помощи звукорежиссёра, аккуратно добавляющего громкость), “Disharmonia” пробрала до кишок каждого присутствующего, а “In Awe of” послужила явной и недвусмысленной точкой концерта: биса не будет, он просто не нужен, драматургически не оправдан. Две трети зрителей радостно похлопали и повернулись к выходу, остальные сильно удивились весёлой “выпроводительной” музыке вместо привычного возвращения музыкантов. А вслед за ней послышалась песня из тех, которые узнаешь с первых полутора нот - “Shine On You Crazy Diamond”. На случай, если кто-то не понял, что видел наследников Pink Floyd.
Сет-лист:
I: The Weapon
Ghost Trail
Finland
Adrift
Vicarious Redemption
Owlwood
Dark City, Dead Man
Disharmonia
In Awe Of