8 речевых ошибок, которые убивают доверие

May 08, 2014 12:28



Вы тщательно заботитесь о своем внешнем виде. На вас безупречный костюм или дизайнерское платье и от вас приятно пахнет. А задумываетесь ли вы о том, что и как вы говорите? Джеффри Джеймс (Geoffrey James) - автор бестселлера How to Say It: Business to Business Selling: Power Words and Strategies from the World's Top Sales Experts и популярного блога о продажах, маркетинге и IT - считает, что красивый костюм или платье могут создать хорошее впечатление, однако, если ваша речь полна ошибок, созданный положительный эффект рушится мгновенно. В своей новой книге Business Without the Bullsh*t: 49 Secrets and Shortcuts You Need to Know Джеффри приводит 8 основных ошибок, которые способны свести на нет доверие к вам.

1. Профессиональный жаргон и канцеляризмы

Употребление сокращенных, образных или официальных слов вместо нормальных и привычных слуху, чтобы сделать свою речь более "профессиональной". Например: "Мы призвали наших клиентов к диалогу для обсуждения…" или "Наша компания оказала содействие в организации…". Этот стиль подойдет для общения с "единомышленниками" и письменных официальных отчетов. Остальных "непрофессионалов" такие словесные обороты, как минимум, удивят.

NB: не усложняйте свою речь, говорите понятным языком. "Мы спросили наших клиентов…", "Мы помогли организовать…". Это действительно добавит вам больше профессионализма и не сделает "карикатурой" бизнес-персоны.

2. Клише и штампы

Это избитые фразы и выражения, которые из-за частого употребления в речи полностью утратили свою сочность и уже не несут какую-либо смысловую нагрузку. Например: "взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество", "ведущий лидер на рынке", "динамично развивающаяся компания", "проблемный вопрос", "ни для кого не секрет"… Использование клише - это не только не оригинально, но и признак неуважения к своему собеседнику.

NB: или откажитесь от употребления "затертых" выражений в речи, или используйте что-то оригинальное. Вспомните о синонимах.

3. Многословие

Использование многосложных, "впечатляющих" слов и словосочетаний дает обратный эффект: у слушателя складывается мнение, что вы напыщенный человек и стараетесь произвести впечатление. "Разработка стратегических вариантов и тактических подходов" вместо "план", "ваши высказывания наводят меня на мысль" вместо "я считаю"… Все эти "цветастые" фразы скрывают суть и усложняют восприятие.

NB: краткость и лаконичность - основные ориентиры в общении. Бизнес - это не микрохирургия или приборостроение. Здесь ценят прямой разговор и конкретику.

4. Слова-паразиты

Это… эээ… когда вы не знаете … ммм… или думаете, что сказать. Сюда же относятся "типа", "это…", "как его", "как бы", "значит". Некоторые люди даже не замечают, как часто в их речи встречаются такие вставки. Во время одной презентации выступающий за 5 минут своей речи почти 100 раз употребил междометие "эээ". Как вы думаете, его выступление имело успех?

NB: "паразитов" можно легко устранить. Вместо "эээ" просто делайте паузы в разговоре или выберите средний темп речи, который позволит контролировать то, что вы говорите, и подобрать слова в случае необходимости. Попробуйте записать свою речь, возможно, несколько раз - это поможет в борьбе с "вредной привычкой".

5. Усиления речи

"Это плохая идея, да?" или "Я не согласен с его мнением, слышишь?". Используя усиление в речи, вы превращаете утверждения в вопросы. Это создает впечатление, что вы не совсем уверены и вам нужно подтверждение.

NB: если вы не уверены, слушает ли вас собеседник, задайте прямой вопрос "Вы меня поняли?" или "Что вы думаете по этому поводу?". Другими словами, вопросы должны быть вопросами, а утверждения утверждениями. Не нужно их соединять.

6. Двусмысленные и абстрактные слова

Это попытки обмануть, замаскировать "неприглядную правду" с помощью холодной абстракции. "Способность работать в интенсивном многозадачном режиме" вместо "тяжелая сверхурочная работа", "отрицательный баланс наличности" вместо "банкротство".

NB: не бойтесь говорить правду! К вам будет больше уважения и доверия, если вы покажете истинные факты, а не "прикроете" их красиво звучащей ложью. Потому что - и в этом все дело - правду узнают в любом случае, а вы не сможете "обмануть" всех.

7. Фальшивые извинения

Это когда люди извиняются только в силу общепринятых норм поведения. Яркий пример: "Приношу свои извинения, если я кого-то здесь обидел". Такое "извинение" звучит как двойное оскорбление, а не как сожаление о содеянном.

NB: настоящее извинение звучит "Простите, что я сделал это. Я не совсем понимал, что делал, и не хотел, чтобы так получилось". Если не можете извиниться искренне, лучше не извиняться вообще.

8. Поток информации

Это "выливание" сразу всех фактов и наблюдений без особого внимания к тому, интересен ли хотя бы один из этих фактов вашему слушателю. Примерно 95 % всех презентаций подпадают под эту категорию. Но если такое произойдет в разговоре, вы будете выглядеть, по меньшей мере, как обычный болтун.

NB: помните, "беседа" лучше "презентации товара". Задавайте вопросы, отвечайте на комментарии, узнавайте интересы и только потом рассказывайте актуальные по теме факты и наблюдения.

бизнес, штампы в речи, жаргон, речевые ошибки, geoffrey james, клише

Next post
Up