Оригинал взят у
fong1975 в
Вторая жизнь или баржа «Не тронь меня».Потянуло меня на ретро))))) Эта статья когда-то вышла в альманахе "Гангут". Моя первая публикация в этом издании.
В далеком 2008 году я, работая в корпорации "Силовые Машины" и находясь физически на территории Ленинградского металлического завода впервые приобщился к истории как исследователь. Ну это громко конечно сказано - любитель истории)))) Результатом того приобщения стала вот эта статья. Что интересно написана она была первой в моей жизни, а напечатана третьей)))))))) Не ругайте сильно
История этой статьи точней ее выхода в свет вообще отдельная история. А почему нет - поделюсь.
Я молодой любитель истории имея под рукой заводской музей, архив и прекрасных и чутких работников этого заведения погрузился в историю родного предприятия. Было много открытий и меня распирало от желания поделиться знанием с другими. Статья написана и наступило время искать куда ее пристроить. Самым почитаемым в моем личном рейтинге исторических изданий на тот момент был альманах "Гангут". Найдя его адрес, я приперся с напечатанной на принтере статьей на проходную Б.Монетная 16. Звонок по телефону и на проходную вышел САМ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР. Дрожь в голосе, прерывистая речь, трясущиеся руки - ведь передо мной Леонид Кузнецов.
Монолог почти дословно:
Я - Здравствуйте. Вот написал статью. Работаю на ЛМЗ нашел в музее-архиве. Думаю, будет интересно.
Л.К. - Оставьте. Посмотрим. Вы ранее где то печатались? Печатные работы в других изданиях есть?
Я - Нет. Первый опыт.
Л,К, Плохо. Мы работаем с проверенными авторами. Хорошо оставьте Ваш телефон, если что наберем.
И ведь набрали - почти через год)))))
Иногда окончание службы боевого корабля и его списание еще на означает конец его жизни. Так произошло и в данном случае. После славной боевой жизни один из первых российских броненосцев береговой обороны был разоружен и переформирован в блокшив.
К началу века левый берег Невы в центре Петербурга был связан с правым только несколькими переправами. Для огромного столичного города этого явно не хватало. Было принято решение строить новую переправу, которая должна была связать центр с промышленной Охтой.
Проект нового моста был вскоре разработан. А его изготовление заказано Варшавскому мостостроительному заводу. Разводную же часть было принято решение заказать в Санкт-Петербурге на столичном Металлическом заводе.
К 1908 году - моменту начала монтажа разводной части изделие было готово. Но как его доставить к месту, ведь «лепестки» весили более 300 тонн. Выход казалось, был ясен - по Неве.
Собственными плавсредствами способными доставить такой груз к месту монтажа завод не располагал. Кое, какой опыт судостроения завод к тому времени уже имел, были построены три землечерпалки и несколько грунтоотвозных барж к ним.
Земснаряд постоянный Компанией СПб Металлического завода для Астраханского порта в 1898 году. СПб. 1898г.
Опыта же строительства судов способных поднять предполагаемый груз, да и времени на его строительство уже не оставалось. Руководство завода обратилось в Морское министерство с просьбой о передаче во временное пользование «аренду» плавсредства способного к перевозке предлагаемого груза.
В распоряжение Металлического завода и был передан корпус бывшего броненосца*. После того как с него срезали надстройку, демонтировали машину, механизмы и сняли листы бортовой брони (вооружение было снято ранее), корпус полностью видоизменился. Корпус подвсплыл и как следствие уменьшилось водоизмещение. Для будущих работ столь высокий борт был не нужен, и было принято решение срезать также батарейную палубу по всей ее длине. Как следствие в носу выше среза палубы осталась торчать верхняя часть кованого форштевня.
Но как показали расчеты, этого также оказалось недостаточно, так как остойчивость судна с высоко расположенным центром тяжести из-за предполагаемого подъема на домкратах груза оказалась ничтожной. Требовалось создание катамарана, для которого потребовался второй корпус.
Как раз в это же время (1908 год) Компания СПб Металлического завода в партнерстве с заводом Розенкранц (ныне Красный Выборжец) приобрело у «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель» 200 барж с нефтью. В которых она и хранилась у набережной и по мере освобождения продавались либо сдавались на слом. Большей частью баржи были деревянными и мелкими, среди них выделялась только железная по имени «Надежда».
История появления этого судна у «Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель» была такова: В 1881 г. Товариществом были получены заказанные в Швеции на верфи Motala Warf, Norrköping два танкера с бортовыми колесами «Калмык» и «Татарин» мощностью по 300 л. с. и грузоподъемностью по 900 т. Это были первые в мире речные паровые танкеры. Вместе с ними прибыли две баржи «Надежда» и «Вера», построенные на той же верфи. Танкеры и баржи имели одинаковые размеры корпусов 85Х8,5 м с целью возможного переоборудования барж в паровые суда. Форма корпуса первых металлических барж не отличалась от той, которая была у деревянных. Они имели те же клинообразные, но более острые оконечности. Эти баржи получили название «ножовок», так как острым носом резали воду и, даже находясь внутри кильватерного состава, нередко отклонялись от курса, нарушали строй каравана и иногда рвали буксирные тросы.
Баржи «Не тронь меня» и «Надежда» приспособленные для перевозки разводной части моста «Императора Петра Великого».
У заводской набережной оба плавсредства соединили между собой особой деревянной конструкцией и соорудили на деревянных лесах помост, на котором и предполагалось разместить будущий груз. После окончания работ «катамаран» подвели к заводской набережной и оставили в таком виде до наступления холодов. С наступлением холодов и образования на реке толстого льда был сооружен деревянный настил и первую половину разводной части возгрузили на приготовленную конструкцию. К роботам были привлечены почти все работники завода, так как конструкцию приходилось передвигать волоком, а на заводе отсутствовало достаточное количество тягловых и подъемных средств.
Не дожидаясь таяния льда, баржи по пробитому портовыми ледоколами каналу подвели буксиром к быку моста получившего к тому времени имя «Императора Петра Великого» и на домкратах подняли «лепесток» до нужного уровня.
Монтаж разводной части моста «Им. Петра Великого». С.Петербург 1909г.
Мост «Императора Петра Великого» перед сдачей правительственной комиссии. Под разводной частью стоит баржа, перестроенная из корпуса бывшего ББО «Не тронь меня». СПб. 1909г.
После того как первая часть разводного пролета была закреплена на месте, освободившиеся баржи отвели в заводской набережной, чтобы успеть до таяния льда загрузить на нее вторую часть разводного пролета.
После окончания работ корпус бывшего броненосца так и остался в распоряжении завода, так как предполагалось строительство станков орудий береговой обороны возводимых повсеместно по всему побережью Финского залива и островах Моондзунского архипелага, а также башенных установок для начатых постройкой линейных кораблей типа «Севастополь» и предполагалась их транспортировка.
Использовав огромный опыт, полученный при погрузке и перевозке разводной части моста «Императора Петра Великого» на заводе для собственных нужд был спроектирован и построен плавкран грузоподъемностью 150 тонн, а также несколько меньших по 60 тонн.
Плавкран грузоподъемностью в 150 тонн собственной конструкции построенный для заводских нужд в 1912 году.
Для перевозки относительно мелких частей будущих артиллерийских систем заводом были приобретены несколько железных барж, но и для бывшего броненосца робота была. Неоднократно он курсировал в порт с крупногабаритным грузом, где происходила его перегрузка на морские суда.
Погрузка стола башни ЛК «Севастополь» на баржи посредством 2-х 60 тонных кранов. 1912 год.
Новый 1918 год принес в страну кроме революции еще и полный развал промышленности, а значит, прекратилась потребность в перевозках крупногабаритных грузов, производство которых было свернуто. Черная полоса затронула почти все питерские предприятия они то закрывались, то открывались перепрофилированные на выпуск совершенно новой для них продукции. Так произошло и с Петроградским Металлическим заводом.
Новая власть переориентировала производство завода на нужды энергетики. Определенный задел у завода в этом направлении уже был. Не забывали на заводе и своей старой специализации, сохранив кадры артиллерийского конструкторского бюро, уже с 30-х годов приступили к проектированию железнодорожных артиллерийских систем задел на которые был сделан еще в далеком теперь 1917 году. А что же баржа «Не тронь меня»? Она так и стояла у Полюстровской (Свердловской) набережной завода использовавшаяся как плавсклад изредка привлекаемая для нужд других предприятий, входивших в машиностроительный трест.
Следующий раз описываемая нами баржа понадобилась заводчанам только в 1940 году.
Вскоре после окончания советско-финской войны 1939-1940 года по условиям мирного договора между двумя странами Советскому Союзу был в долгосрочную аренду передан полуостров Ханко. Советское руководство планировало создать там крупную военно-морскую базу. Для обороны базы со стороны моря требовалось создание мощной береговой обороны.
Ленинградскому Металлическому заводу имени И.В. Сталина (так он стал называться с средины 30-х годов) было поручено изготовить для будущих батарей станки орудий. Завод имел давний опыт в подобном производстве, так как первый орудийный станок на нем был изготовлен октябре 1869 года.
Полуостров Ханко и прилегающие к нему острова, на которых необходимо было произвести монтаж будущих артиллерийских систем находились в самом устье Финского залива, и перевозка грузов на будущую военно-морскую базу планировалось водным путем.
Руководство завода, зная о предстоящей перевозке крупногабаритных деталей, имеющих к тому же и большой вес, позаботилось о приобретении подходящего транспортного средства. Весной 1940 года для нужд завода на «Петрозаводе» построили 500 сильный буксир. Уже на стапеле он получил имя «Сталинец», став родоначальником целой серии однотипных судов. По прибытию на завод приказом начальника завода №291 от 3 сентября 1940 года он был приписан к 10 (железнодорожному) цеху, в ведении которого числились все заводские транспортные средства. Уже 16 октября 1940 года капитаном на буксир был назначен переведенный из Северо-Западного речного пароходства Демидов Иван Ильич.
«Сталинец» был прикреплен к продолжавшей числиться на заводе барже «Не тронь меня» как ее называли на заводе в память о ее броненосном прошлом.
Баржа представляла из себя довольно плачевное зрелище. На ней отсутствовало якорное, рулевое устройство и швартовное устройство. На ходу сигнальным огнем служил фонарь «летучая мышь» привязанный к древку от лопаты. С такой баржей и суждено было работать «Сталинцу».
Плавания буксира были короткими. С неуправляемой баржей груженной тяжеловесами «Сталинец» совершал переходы от завода в торговый порт и обратно умело, маневрируя между узкими разводными пролетами невских мостов. Для погрузки тяжеловесов на баржу использовался 150 тонный плавкран завода имени А.А.Жданова построенный ранее на Металлическом заводе, который также обслуживал буксир, подводя и отводя его от заводской набережной. Работы было мало и содержание такого мощного буксира на заводе сочли нерентабельным. Было принято решение обменять его на маленький буксир и две металлические баржи. Решить эту задачу и найти подходящий обмен администрация завода поручила капитану буксира Демидову Ивану Ильичу. Подходящая замена нашлась в экспедиции подводных работ особого назначения ЭПРОНе. Оставалось дождаться решения этого вопроса в Совете народных Комисаров СССР.
В ночь с 21на 22 июня 1941 года «Сталинец» шел в очередную разводку невских мостов буксируя баржу, груженную тяжеловесом в 135 тонн в торговый порт. Это был стол для артиллерийской системы на полуострове Ханко. Днем стоя у причала торгового порта в ожидании указаний администрации завода экипаж узнал, что началась война с Германией.
После разгрузки баржу вернули на завод. Буксир согласно Мобилизационного плана был мобилизован, и баржа на какое-то время осталась без поводыря.
В средине июля 1941 года на завод прибыл буксир «Волна» и несколько небольших металлических барж, принадлежащих ранее ЭПРОНу, передаваемых заводу по решению Совета Народных Комисаров от 24 марта 1941 года.
С началом ВОВ баржа, лишенная привычной ей работы, как и несколькими годами ранее начала использоваться как плавсклад. Лишенная должного ухода баржа продолжала ржаветь и приходить в полную негодность пока не затонула в невских водах. В 1950-м году старую баржу подняли и как не пригодную для дальнейшего использования передали на слом в отдел Вторчермета при Ленинградском торговом порту.
Так завершилась жизнь баржи некогда корпуса броненосца береговой обороны «Не тронь меня» прослужившей России более 85 лет.