Откопала пару недель назад в детской библиотеке старую потрепанную книжечку С. Вольф "Отойди от моей лошади". Ума не приложу, за что тогда глаз зацепился. А сейчас открыла - и не могла оторваться.
Рассказы про школьников (и несколько про дошкольников) советского периода. Год издания книги - 1971, и по-моему, переизданий не было, во всяком случае я в сети не нашла упоминаний об этом.
Да, в каких-то из рассказов чувствуется, что время немного изменилось, но большинство из них вполне современны, несмотря на то, что написаны более 40 лет назад. Собственно советского пионерского и патриотического колорита в них довольно мало. Зато много чего другого, светлого и искреннего. Вечные детские ценности, радость от самых простых вещей, школьная дружба, детская непосредственность.
В-общем, замечательное дополнение к коллекции книг для и о младших школьниках.
Для примера выложу два рассказа (первый, по-моему, очень перекликается с нашей современной школьной (и не только) жизнью).
"Уборка дождя"
Когда идет дождь, бывают странные вещи.
Вот вам история про председателя нашего отряда Глеба Луковкина.
Кончились уроки, Глеб говорит:
- Не расходитесь. Сегодня у нас по плану уборка снега.
Мы ну смеяться. Какой план?! Какая уборка?! Снег? Да какой же сейчас снег? Дождь один. У нас вся зима в этом году такая - никакого снега, один дождь.
- Всё равно, - говорит Глеб. - План есть план.
- Но ведь снег есть снег, - сказали мы. - А сейчас дождь.
- Всё равно.
- Что «всё равно»?
- Будем убирать.
- Снег?
- Да. То есть нет, - дождь.
Весело, правда? Говорим Глебу:
- Но ведь дождь не снег. Как его убирать?
- Это верно, - согласился Глеб, - снег не дождь. Но убирать надо. Мы запишем: дождь. Дождь и снег - вещи похожие. Оба с неба падают.
- Ерунда какая-то, - сказали мы.
- Ну нет. Нет! - уверенно сказал Глеб.
- Он прав, план есть план, - согласился Федька. - Только давайте так: сегодня проведём репетицию драмкружка, а через недельку, может, и снег выпадет.
- Никаких перестановок в плане, - грозно сказал Глеб. - Ни-ка-ких!
- Тьфу! - плюнул Федька и пошёл из класса.
- Смотри, Фёдор! - крикнул ему вдогонку Глеб.
- Смотрю, - сказал Федька, - на снег, - и ушёл.
Мы взяли лопаты и мётлы и пошли на школьный двор. Дождь лил вовсю. Бегут ручейки по школьному двору. Что убирать? Как убирать? Непонятно.
- Сгоняй лужи в ручейки! - скомандовал Глеб.
Стали сгонять. Только ничего не сгоняется. Дождь льёт и льёт.
- Как быть? - спрашиваем Глеба.
- Никак, - говорит, - это не наша вина.
- А план? - спрашиваем.
- План, план! - обозлился Глеб. - Говорят вам, не наша вина.
- Ну, пошли, репетицию проведём, - сказали мы.
- Не по плану, - говорит Глеб.
Плюнули мы, как Федька, и разошлись по домам.
Глеб пошёл дождь в план записывать.
Быстро неделя пролетела. В тот день у нас репетиция была назначена. И вот с утра повалил снег. Сразу как-то на душе веселее стало. Сбегали после уроков домой, поели, собрались перед школой - на репетицию. А в школьном дворе снега по колено. Масса. Не пройти.
- За уборку! - крикнул Федька.
- Давай! - закричали мы.
Глеб забегал как угорелый. Не хотел давать убирать. Только мы всё-таки убрали. За час. Во дворик стал!.. Чистенький. Глеб тоже с нами убирал. Всё равно его никто не слушал. Ему надоело.
С репетиции мы шли весёлые и довольные. Глеб тоже повеселел. Румяный стал после уборки снега. И короля в пьесе он сегодня хорошо играл.
- Ох, ох! - говорит. - Я всё думаю, как нам с этим снегом быть?
- А ты его вместо того дождя запиши.
- Нельзя. Тогда снега не было.
- Запиши на сегодня, вместе с репетицией.
- Никак нельзя. В плане этого не было.
- Бедный ты бедный, - сказали мы. - Что же тебе делать?
- Слушай, Глеб, - говорит Федька, - ты не расстраивайся. Знаешь, иногда говорят: «внеплановое мероприятие». В плане не было, а сделали. Сами. Без всего. Так часто бывает. Вот ты так где-нибудь и запиши: «внеплановое».
- Это правда, ты не шутишь? - говорит Глеб.
- Правда, - сказал Федька. - Честное слово.
- Точно, - подтвердили мы.
- Вот красота, - сказал Глеб. И рассмеялся. - Так и запишем.
И записал.
И все остались довольны.
***************
И второй
"На самокате вдоль нашего дома"
Я поеду после уроков на самокате вдоль нашего дома от угла и до угла.
Я повидаю разных людей и поговорю с ними обо всём на свете.
- Здравствуйте, тётя Нюша, дворник, - скажу я. - Как поживаете? Не надо ли чего сделать?
- Поживаем неплохо, - скажет тётя Нюша. - Сделать кое-чего надо. Рано утром поэт с шестого этажа выкинул из окна много листочков со стихами, и мне до сих пор никак не убрать.
И мы вместе уберём эти листочки.
- Здравствуй, Леночка, - скажу я двухлетней Леночке из тридцатой квартиры. - Как поживаешь?
- Хорошо, - скажет Леночка.
- А как тебя зовут? - спрошу я.
- Неня, - скажет она.
- Молодец, - скажу я. - Живи на здоровье, - и добавлю её бабушке: Отлично растёт ребёнок.
Я поеду дальше и встречу милиционера.
- Эй, милиционер! - скажу я. - Я не нарушаю правила, ступай себе мимо. Желаю тебе всего хорошего.
И поеду дальше.
- Привет, Коля, - скажу я Коле-строителю. - Как дела? Как идёт строительство?
- Забежал перекусить в перерыв, - скажет Коля. - А строительство идёт как надо. Завтра кончаем.
И я поеду дальше.
- Здоро́во, ребята! - скажу я. - Когда футболисты из двадцатого дома будут плакать, поражённые нами?
- В понедельник! - скажут ребята.
- Здоро́во, девочки! - скажу я.
- Здравствуй, - скажут девочки и пригласят меня поиграть в «классы».
Но я поеду дальше.
Я побеседую с управхозом и со штангистом Васей.
Я переброшусь словом с профессором из четвёртой квартиры и узнаю, как дела у девушки Нины, бухгалтера.
Я потолкую ещё с разными людьми и, когда доеду до второго угла, встречу маму.
Солнце уже будет низко, мама будет идти с работы, и будет уже полседьмого вечера.
Наш новый дом такой большой, что от угла до угла раньше и не доедешь.
Если кому-то будет интересно, что же там есть еще -
сходите на Либрусек
по этой ссылке Завтра обязательно почитаю старшему. Но, думаю, пока не всё.