Первый класс: оценки = мотивация?

Oct 26, 2011 13:44

На днях на свою голову ввязалась в дискуссию на тему необходимости, а точнее, отсутствия оценок в первых классах. Примечательно, что тему подняла не мама, а бабушка одного мальчишки, пока мы ждали своих детей после уроков. Мама-то как раз пыталась выразить несогласие, но очень робко и неуверенно. Остальные просто молча внимали.

Так вот, по мнению всезнающей бабушки, выраженному тоном абсолютного превосходства, оценки - это необходимая часть школьной жизни, и учебный процесс без них просто невозможен. Многие поколения детей выросли на этом, и с какого это перепугу сейчас вдруг отменили в первом и втором классах оценки. Не иначе, как стремятся подражать западной системе образования. Кстати, как же действительно обстоит дело с оценками в других странах, никто точно сказать не мог.

На вопрос, зачем, на ее взгляд, оценки первоклассникам, сказала, что, во-первых, детям просто необходим стимул, чтоб старались, иначе как их заставить учиться, во-вторых, эта система проверена десятилетиями, зачем же от нее отказываться., наконец, ученик без оценки вроде как и не ученик вовсе, а так, повзрослевший детсадовец, который не понимает всей важности своего нового статуса.

Аргумент о том, что оценка - это неправильная мотивация для первоклассника и что малыши не должны приходить в первый класс сразу с установкой и единственной целью добиваться хороших отметок, был проигнорирован. Гораздо важнее (но и неизмеримо труднее) привить детям интерес к самому процессу учебы, к исследованию мира и постоянным маленьким открытиям. Хотя нет, наверное, этот интерес в каждом ребенке заложен изначально, но вот таким оценочным отношением его изничтожить - проще простого. И убедить, что оценка - единственно возможный показатель успешности и главная цель.

Видимо, в большинстве представителей старшего поколения глубоко укоренилась вера в то, что учиться можно только ради хороших оценок, никакой другой достаточно сильной мотивации в учебе быть не может, что именно хорошие оценки - признак успешности, что только за это и будут любить и уважать. И это грустно. А еще хуже то, что своих детей и внуков тоже программируют на такое видение.

А буквально через два дня пришлось дать отпор нашей собственной бабушке, и тоже по поводу оценок. «Учись хорошо, получай только пятерочки (ой, десяточки!) и тогда тебя все будут любить» - пела добрая бабушка в ушки своему внучку. Ну, и понесло меня на этих словах! Пришлось донести до бабушки, но в основном, конечно, до сына, что наша любовь к нему - величина постоянная, не зависит ни от каких оценок, и никогда зависеть не будет.

размышления, первый класс

Previous post Next post
Up